Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приднестровье рискует стать новым Крымом

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 2006 году в ходе референдума 96% граждан самопровозглашенной республики высказались за возвращение в состав России. У Москвы в данный момент много других забот, а с геополитической точки зрения Приднестровье не сравнится с Крымом: здесь нет моря и регион отделен от России украинской территорией. Но в будущем, кто знает, как пойдут дела...






L’Espresso

Более двадцати лет Молдавия отстаивает свои права на отделившуюся республику, которая не желает отказываться от автономии, хотя ни одна страна в мире ее не признала. Эта территория, на которой проживает около 600 тысяч человек, притягивает криминальный бизнес и многих привлекает важным геополитическим положением.

Старая «Лада» семидесятых годов соседствует с мощным внедорожником. Пожилые люди вынуждены торговать на обочине старьем, чтобы выручить немного денег, в то время как бывший президент непризнанной Приднестровской Молдавской Республики и хозяин региона потратил миллионы евро на строительство стадиона, где играет безвестный футбольный клуб «Шериф». Он напоминает храм в пустыне, и это не только метафора. Двадцатилетние повесы расхаживают со смартфонами, девушки носят умопомрачительно короткие юбки, а ученики средней школы ходят в обязательной элегантной форме.

Республика контрастов называется Приднестровье, и геополитическая ситуация в Восточной Европе такова, что эта территория всерьез рискует стать новым Крымом, потому что при тех ветрах, которые дуют в бывших советских регионах, тлеющие конфликты могут разгореться в любой момент.

Молдавия, 28 апреля праздновавшая вступление в действие договора о свободной торговле с Евросоюзом и безвизовым въезде, более двадцати лет отстаивает свое право на отделившуюся республику. Приднестровье же и слышать не хочет о том, чтобы вернуться под юрисдикцию Кишинева. Со времен молниеносной войны 1992 года столица Тирасполь и прилегающие территории, на которых проживает 600 тысяч человек, «фактически» обрели независимость, хотя ни одна страна мира не признает самопровозглашенную республику.

В последние тридцать месяцев два региона на разных берегах Дуная возобновили диалог несмотря на множество разногласий и эмбарго на некоторые продукты, что наносит ущерб и той и другой стороне. Молдавия предлагает федеральную систему с гарантией широкой автономии для Приднестровья, но это предложение не подходит противоположной стороне. По-другому и не может быть на территории, у который есть собственная валюта (приднестровский рубль), свои границы, своя армия, полиция и служба безопасности, которая все еще называется КГБ (название пережило распад Советского Союза). При пересечении военизированного поста в Бендерах, где еще расположены миротворческие российские силы, контролирующие оба берега реки, не только такой анахронизм как Комитет государственной безопасности возвращает нас на тридцать лет назад. Мы как будто погружаемся назад в историю, машина времени забрасывает посетителя Тирасполя в эпоху Брежнева. Перед зданием парламента отделившейся республики возвышается двадцатиметровый памятник Ленину. На флаге, плакатах и деньгах неизменно красуются звезда, серп и молот. Не имеет особого значения тот факт, что в декабре 2011 года «шериф» Игорь Смирнов, находившийся у власти два десятилетия и контролирующий нефтяные сделки, супермаркеты, телевидение, футбольный клуб, а также отмывание денег и преступный бизнес, потерпел поражение от молодого Евгения Шевчука, которому за два года удалось все-таки придать минимум доверия региону, который слишком долго контролировал криминал.

Сегодня в Тирасполь можно попасть, не давая взятку полиции на границе, а это уже первый шаг страны навстречу открытости миру. С документом на въезд в стране можно провести десять часов, что, конечно, не стимулирует развитие туризма, но, добившись дополнительных разрешений, можно даже переночевать. В Приднестровье почти нет западных туристов, поэтому на иностранцев смотрят с любопытством, но без недоброжелательства. Основным препятствием для общения является язык, все надписи на кириллице, и почти никто не говорит по-английски. Румынский — официальный язык Молдавии — не в чести. Здесь говорят только по-русски. Несмотря на более открытую политику Шевчука, здесь продолжают ориентироваться на Москву. Кремль неслучайно хорошо снабжает Тирасполь, который по инфраструктуре почти превосходит Кишинев. Сепаратистский парламент обратился к Думе с просьбой принять Приднестровье под юрисдикцию России, взывая к бывшей советской родине. Неслучайно это обращение было сделано через несколько дней после аннексии Крыма. В 2006 году в ходе референдума 96% граждан самопровозглашенной республики высказались за возвращение в состав России. У Москвы в данный момент много других забот, а с геополитической точки зрения Приднестровье не сравнится с Крымом: здесь нет моря и регион отделен от России украинской территорией. Но в будущем, кто знает, как пойдут дела, так как склады оружия, которые превратили этот участок земли в черный рынок коррумпированных правительств и организованной преступности половины мира, по-прежнему сохраняют за регионом важное экономическое и геополитическое значение.

Для большинства итальянцев эта небольшая оспариваемая территория остается неизвестной. Исключение составляют любители книг Николая Лилина и зрители фильма «Сибирское воспитание», поставленного по сценарию Габриэля Сальватореса. Сценарий написан по мотивам книг Лилина. Однако, некоторые наши соотечественники на этой земле ведут бизнес, особенно — в текстильной промышленности. Они давно обосновались в Тирасполе и окрестностях, установив прекрасные отношения с местной администрацией. Есть несколько туристических агентств, которые еженедельно привозят группы туристов из Кишинева. "В течение двух лет я сопровождаю группы итальянских туристов, которые приезжают в Молдавию и хотят посетить эту маленькую автономную республику",- рассказывает Альфредо Лоренцо Феррари из Вогеры. Он обосновался в Молдавии восемь лет назад. «До 2012 года я не хотел ездить в Приднестровье, так как рассказывали много нелестных историй об этой территории. Теперь многое изменилось. Новый президент дал гарантии большей открытости и прозрачности, хотя я рекомендую приезжать в Приднестровье в сопровождении опытного человека, который знает эти места и русский язык, потому что в противном случае невозможно общаться». Но кто же решается приезжать в Тирасполь вместо того, чтобы провести отпуск на Сардинии? «Есть три типа туристов: любопытствующие, подыскивающие место для бизнеса и испытывающие ностальгию. Да, я привозил несколько десятков людей, которые были счастливы окунуться в историю тридцатилетней давности, оказаться на территории, где КГБ контролирует все общественные институты, ведет разведку и контрразведку и охраняет границы».

Итак, туризм и фольклор. Хотя доходы пока весьма невелики, владельцы редких ресторанов столицы проявили смекалку. В стране, где английский язык не в ходу, единственная надпись на нем красуется на чеках: «Чаевые не включены в счет». Итак, чаевые весьма приветствуются на фоне красных звезд, серпов и молотов и на виду у бедного Ленина, который мог бы сказать несколько слов о коммунизме под приднестровским соусом.