Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Нельзя просто сидеть и ждать, что случится

Интервью с председателем общественной исследовательской и аналитической организации «Интеграция и развитие», экс-депутатом парламента Армении Арамом Сафаряном

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент Армении Серж Саргсян во время заседания Высшего Евразийского экономического совета
Президент Армении Серж Саргсян во время заседания Высшего Евразийского экономического совета
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вхождение Армении в ЕАЭС укрепляет безопасность страны, ставит ее на более выигрышные позиции. Достаточно лишь прочитать договор о вступлении в этот союз, чтобы убедиться: и относительно свободного перемещения рабочей силы и капитала, и относительно инвестиций, и в отношении беспошлинной перевозки товаров членство Армении в Евразийском экономическом союзе может быть оправданным.

— Армения стала членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). По Вашему мнению, открываются ли для нашей страны реальные перспективы?

— Я убежден, что подавляющее большинство населения Армении — 80% — поддерживает это решение, и столько же людей в нашей стране считают Россию естественным союзником и другом. Проведя исследования данного вопроса среди различных слоев общества, я уверен в том, что в нем утвердилась следующая точка зрения: вхождение Армении в ЕАЭС углубляет безопасность нашей страны, ставит ее на более выигрышные позиции. Достаточно всего лишь прочитать договор о вступлении в этот союз, чтобы убедиться: и относительно свободного перемещения рабочей силы и капитала, и относительно инвестиций, и в том, что касается беспошлинной перевозки товаров, членство Армении в Евразийском экономическом союзе может быть оправданным.

— Какие у Вас есть для этого основания?

— Приведу лишь один пример. Наши бизнесмены активно обсуждают следующий вопрос: как восполнить образовавшийся вакуум в сельском хозяйстве и сфере переработки сельскохозяйственной продукции в России, который образовался вследствие обоюдных санкций Россия-Запад? Если в Ереване, так же, как и в Москве, победит идея о том, что необходимо открывать новые производства, а также делать инвестиции, особенно, в сфере создания трудоемких производств, положение может измениться. Тот факт, что после вступления Армении в ЕАЭС в России звучат голоса о том, что наша страна начала представлять существенный интерес в сфере высоких технологий, привлекая новые российские инвестиции, уже говорит о том, что необходимо изменить отношение к этим отраслям в самой Армении.

Я уверен, что идущая в Москве борьба закончится в пользу тех, кто является сторонником того, чтобы Россия стала технологически развитой страной, и 90% ВВП можно обеспечить не продажей нефти и газа, а за счет увеличения собственных производственных мощностей. Мы должны быть готовы обратиться к Москве, Астане, с некоторыми оговорками, и к Минску, чтобы получить инвестиции.

Мы постоянно говорим о России, и это естественно, так как нашим связям и традициям 200 лет, мы хорошо знаем и доверяем друг другу. Однако за казахстанские инвестиции сегодня идет борьба, начиная с Западной Европы и кончая Юго-Восточной Азией. В Казахстане обращаются миллиарды долларов. Эти инвестиции могли бы прийти и на Южный Кавказ, и они уже текут в Азербайджан, который является надежным партнером Астаны. Но они же могут дойти и до Армении...

Ожидать, что президент Владимир Путин пойдет на односторонние уступки и отступит от того, что Россия является одним из мировых полюсов, наивно. Я знаком со многими политологами и политическими деятелями, которые заявляют: «Что будет делать Россия под тяжестью ныне имеющихся проблем?» Будучи профессиональным историком и хорошо зная русский народ, я могут сказать: нынешние санкции против России приведут к идее о том, что можно прожить и без Запада. Ущерб от санкций понесет не только Россия, но и Запад. Знающие историю России согласятся, что эта страна много раз оказывалась во временной изоляции, и в более тяжелых условиях — в XVIII-м, XIX-м, XX-м веках — и с честью выходила из подобных испытаний.

Сегодня мы интересны как России, так и Евросоюзу и США. Если мы искренни в своих намерениях, то нет разницы между нашими заявлениями и конкретными шагами, я уверен, что мы в Евразийском экономическом союзе будем страной с самой либеральной экономической системой, и заинтересуем ЕС в качестве примера в приобретении опыта и достижений.

— Если Армения политически независима, то почему в Евразийском экономическом союзе она, например, как Белоруссия и Казахстан не продвигает свою позицию? Минск открыто торгуется с Москвой и получает все, что пожелает. То же самое Астана. Почему Армения не имеет равное им количество голосов в ЕАЭС? Почему мы не можем наши отношения развивать с соседним Ираном?

— Мы имеем равное количество голосов. Это, во-первых. Второе: то, что Россия строит вторую крупную железную дорогу из Азербайджана в Иран, которая является важной составляющей частью коридора Север-Юг, свидетельствует о том, что Москва не только не недооценивает свои отношения с Тегераном, но и придает им важность.

— Придает важность, исходя из своих интересов. А наши интересы?

— Я уверен, что Россия будет иметь с Ираном взаимовыгодные торговые отношения. А когда будут введены в эксплуатацию автомагистраль Север-Юг и железнодорожное сообщение, Армения станет альтернативной магистралью, которая свяжет Россию с Ираном. Я более чем убежден: став членом ЕАЭС, Армения стала предметом еще большего внимания для соседней Турции, которая приостановила диалог с нашей страной. И если Ереван сделает шаг в сторону ЕАЭС, в Турции могут вновь и громче зазвучать голоса о необходимости урегулирования двусторонних отношений.
 
(Публикуется с сокращениями).