Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как решение России отразится на Азербайджане?

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкВ.Путин принял участие в запуске проекта газопровода «Южный поток»
В.Путин принял участие в запуске проекта газопровода «Южный поток»
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Официальной реакции Азербайджана на заявление Владимира Путина не последовало. Что неудивительно: наша страна никоим образом в проекте «Южного потока» не участвовала. Однако многие независимые эксперты отметили: новая «труба», о которой говорил Миллер, пойдет на те же самые рынки, что и азербайджанский газ из трубопровода ТАР, в связи с чем Москва может заинтересоваться и приобретением соответствующей инфраструктуры.

Международное экспертное сообщество продолжает обсуждать сенсационную новость, прозвучавшую в ходе визита в Турцию президента России Владимира Путина. «Южного потока» не будет. Россия останавливает проект строительства газопровода «Южный поток» из-за позиции Болгарии, сообщил президент России, которого цитирует «Интерфакс». «Мы не можем начать строительство в море до тех пор, пока у нас нет разрешения от Болгарии. А начать стройку в море, подойти к болгарскому берегу и остановиться, это нелепо. Думаю, что это понятно для всех. Поэтому мы вынуждены будем пересмотреть наше участие в этом проекте», — заявил Путин на совместной пресс-конференции с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.

После чего высказал обиду на Брюссель: «С учетом позиции Еврокомиссии, которая не способствует реализации этого проекта, с учетом того, что мы только что получили, недавно совсем, разрешение от соответствующих инстанций в Нидерландах, правда положительное решение, но с учетом того, что мы до сих пор не получили разрешение от Болгарии, мы считаем, что Россия в этих условиях не может продолжать реализацию этого проекта». Путин назвал позицию ЕК неконструктивной и не соответствующей экономическим интересам Европы. По его словам Еврокомиссия не только не помогает, но препятствует проекту. «Мы видим, что создаются препятствия к его реализации. Если Европа не хочет его реализовывать, значит, тогда он не будет реализован», — сказал Путин, добавив, что российские энергоресурсы будут перенаправляться на другие рынки, в том числе с помощью продвижения и ускоренной реализации проектов по СПГ». «Европа не получит таких объемов, во всяком случае из России», — добавил он. «Мы считаем, что это не соответствует экономическим интересам Европы и наносит ущерб нашему сотрудничеству. Но таков выбор наших европейских друзей. Здесь ничего такого нет, они, в конце концов, покупатели», — сказал российский президент.

Путин также высказал мнение, что Болгария, не давшая разрешение на строительство трубопровода, должна потребовать от Еврокомиссии выплаты неустойки. По его оценке, Болгария, «лишенная возможности вести себя как суверенное государство», потеряла не менее 400 млиллионов евро в год. Через считанные минуты после заявления президента России Владимира Путина о том, что Россия отказывается от строительства газопровода «Южный поток», председатель правления Газпрома Алексей Миллер сообщил о планах по строительству трубы такой же мощности в Турцию с перспективами выхода на границы Евросоюза. «Таким образом, — отметил «Интерфакс», — перенаправление «Южного потока» в Турцию снимает вопрос о востребованности строящейся газопроводной системы «южный коридор» для подачи газа в экспортный черноморский газопровод и инвестициях, понесенных на закупку и укладку труб в рамках Southstream Transport BV».

Как сказал Миллер, « подписан меморандум между Газпромом и Botas о строительстве морского газопровода через Черное море в направлении Турции объемом 63 миллиарда кубометров газа в год». По его словам, 14 миллиардов кубометров газа предусмотрено для поставки в Турцию. «Это те объемы, которые в настоящее время поставляются по балканскому коридору. Остальные объемы, а это около 50 миллиардов кубометров газа, будут поставляться на границу Турции и Греции. И для этих объемов на границе Турции и Греции будет пункт сдачи», — добавил он. Также планируется создание торговой площадки по торговле газом со стороны Турции. По словам Миллера, входная точка новой трубы — это компрессорная станция «Русская» — та же самая станция, которая была предусмотрена для «Южного потока».

Официальной реакции Азербайджана на заявление Владимира Путина и Алексея Миллера не последовало. Что неудивительно: наша страна никоим образом в проекте «Южного потока» не участвовала. Однако многие независимые эксперты отметили: новая «труба», о которой говорил Миллер, пойдет на те же самые рынки, что и азербайджанский газ из трубопровода ТАР, в связи с чем Москва может заинтересоваться и приобретением соответствующей инфраструктуры. Во всяком случае на это обстоятельство обратили внимание эксперты Тrend и Day.az., отметив, что, во-первых, Азербайджану бояться нечего, так как «наши» объемы газа уже законтрактованы, а во-вторых, Турция может добиться права на реэкспорт газа в Европу, и тут уже надо крепко подумать, принимать ли предложение Анкары отменить принцип «бери или плати» в поставках газа.

Однако все эти расчеты исходят из того, что идея с разворотом «трубы» на Турцию уже успешно реализована. Между тем в то, что «Южный поток», в который «Газпром» уже вложил более 4 с половиной миллиардов долларов, остановлен исключительно из-за позиции Болгарии, не верится даже после слов президента России.

Есть, впрочем, и другая версия. В ЕС считают заявления о том, что Россия прекратила строительство газопровода «Южный поток» из-за позиции Болгарии, попыткой оправдать отказ от экономически невыгодного проекта в условиях падения цен на углеводороды, заявил «Интерфаксу» европейский источник. «Создание «Южного потока» стоит больших денег. В условиях, когда цены на нефть и газ идут вниз, строительство «Южного потока» становится экономически невыгодным. Этот проект стоил бы «Газпрому» много денег, и теперь ему удобно найти маленькую Болгарию и ругать ее за срыв проекта», — заявил собеседник агентства. «В ЕС никогда не говорили, что «Южный поток» нам не нравится. Мы лишь заявляли о том, что если компания хочет делать бизнес в ЕС, она должна соблюдать законодательство Евросоюза, то есть третий энергопакет должен соблюдаться. Точно так же, как если европейская компания захочет работать в России, она должна будет соблюдать российское законодательство», — подчеркнул источник. Отвечая на вопрос, не будет ли отказ от строительства «Южного потока» угрожать энергобезопасности Европы, собеседник агентства заявил, что «у нас нет проблем с запасами газа».

Между тем многие эксперты уверены: на самом деле все куда хуже для Москвы. Тем более что сам Владимир Владимирович попенял и Еврокомиссии за недостаточную поддержку проекта. Признав заодно, что объемы поставок газа в Европу из России будут снижены. Проще говоря, Москва стремительно теряет европейские рынки. На этом фоне согласие РФ снизить цену за свой газ для Турции более всего напоминает «маневр отчаяния», призванный сохранить свое присутствие на рынке, где конкуренция стремительно обостряется.

Именно на этом фоне Москва наконец-то признает вслух сам факт провала своего проекта «Южный поток». И дает понять, что намерена реализовать его под другой «вывеской».

Только вот шансы на успех нового проекта вряд ли больше, чем у прежнего. Напомним: «Южный поток» еще в качестве «проекта» появился после первой серии «газовых войн» с Украиной в середине «нулевых», когда в ответ на первый «майдан» Россия до истечения уже подписанных контрактов резко подняла цены на газ. Затем последовала серия «газовых войн» — формально с Украиной и Грузией, на самом деле — с Европой, которая в разгар зимних холодов осталась без «законтрактованного» газа.

Москва, напомним, обвиняла во всем Киев. И предложила свой «смелый проект»: газопроводы «Северный» и «Южный поток», которые позволяли ей обойти Украину. «Северный поток» в Германии препятствий не встретил. А с «Южным» все получилось иначе. Еврокомиссия взирала на него весьма благосклонно до той минуты, пока не появилась реальная альтернатива в виде азербайджанского газа. И именно после того, как в Баку были подписаны инвестиционные решения по «Шахденизу-2» и ТАР, «нефтяные короли» Европы впервые озвучили то, что сегодня признал и Владимир Путин: с «Южным потоком» можно попрощаться.

Теперь Москва пытается реализовать свой старый проект под другой «вывеской». Однако очевидно, что коренные причины краха «Южного потока» никуда не делись. Прежде всего речь идет о понятных опасениях Европы по поводу газового шантажа Москвы. Тем более что Россия сделала все, чтобы эту угрозу в Брюсселе считали более чем реальной. Газета The New York Times назвала решение дипломатическим фиаско Путина. Британское издание The Times, напротив, посчитало, что Путин объявил газовую войну Европе. По мнению газеты, Москва при помощи экономических механизмов стремится наказать страны ЕС за их осуждение действий Москвы в отношении Украины, отмечает Newsru.com.

А все это вместе взятое повышает роль Азербайджана как надежного и перспективного поставщика газа на рынки Европы в то время, как оттуда эффективно «выдавливают» Россию.