Надо говорить и надо формулировать, в этом весь смысл политики. Если б я был на месте властей или ведущих политических сил Армении, то публично обратился бы к властям и общественности России, сформулировал бы имеющиеся между нами противоречия и проблемы, чтоб потом не говорили — подкрался незаметно, Госдеп то, Ротшильды се. Итак, уважаемые российские партнеры, между нашими странами возникли следующие проблемы:
 
1. Ряд ключевых сфер и предприятий экономики Армении принадлежат России, российскому капиталу. Однако, несмотря на многочисленные обещания при их передаче, отсутствует какое-либо развитие в этих сферах, отсутствуют инвестиции. В результате у армянского общества сложилось впечатление, что Россия целенаправленно ограничивает и пресекает экономическое развитие Армении. Предлагаем — создать совместную межправительственную комиссию, которая сформулирует и будет проводить совместную антимонопольную политику в этой области с целью восстановления свободной конкурентной среды, а также определения инвестиционных обязательств со стороны соответствующих российских компаний, критериев развития контролируемых ими сфер и предприятий.
 
2. Россия «объявила, что снабжает Армению газом по льготной цене, однако принадлежащая России же газораспределительная компания поставляет газ конечным потребителям по цене в два раза большей, что обессмысливает весь смысл льготы. Предлагаем — заняться совместным решением этого вопроса с тем, чтобы цена для потребителей либо стала действительно льготной, либо была бы прекращена газовая монополия российской компании.
 
3. Охрану границ Армении осуществляют российские пограничники. Это беспрецедентно в мировой практике, и не имеет какого-либо видимого смысла. Предлагаем — в определенный срок передать охрану армянских границ армянским пограничникам, вывести из Армении пограничников российских.
 
4. Уточнить задачи располагающейся в Гюмри российской военной базы, в частности — от чего и в каких случаях она защищает Армению, а также получить гарантии ее невмешательства во внутренние дела Армении, а также гарантии исключения с нее агрессии с территории Армении против третьих стран.
 
5. Возможно, что подобные уточнения содержатся в договоре о военной базе, однако мы видим, в частности в случае с Пермяковым, что положения этого договора могут фактически не соблюдаться, с формулировкой «это противоречит российской конституции». Значит, договор о российской военной базе должен быть пересмотрен и уточнен, и, кстати, заново определена сама необходимость наличия подобной базы.
 
6. Осуществляемые Россией массированные поставки вооружения Азербайджану вызывают в Армении большое беспокойство, так как нарушают сложившийся между странами военный баланс. Предлагаем создать полномочную армяно-российскую комиссию, которая заново оценит сложившийся военный баланс между Арменией и Азербайджаном и, в случае если он будет найден в результате действий России нарушенным, восстановит его тем или иным способом.
 
7. В так называемом Большом договоре 1996 года о дружбе и сотрудничестве между Арменией и Россией есть положение, согласно которому наши страны обязуются согласовывать свою внешнюю политику и проводить консультации перед осуществлением решительных действий. Однако очевидно, что Россия не согласовывала с Арменией свою политику последних лет, в частности — решения идти на конфликт с США, Евросоюзом, Грузией и Украиной. Предлагаем — незамедлительно начать прописанные в договоре консультации с целью смягчения сложившегося взрывоопасного положения, поиску решений по выходу из него. Либо — отменить Большой договор, как фактически недействующий.
 
8. Армянское общество увидело, как Россия заставила Армению отказаться от подписания договора об Ассоциации с Евросоюзом, и вынудила ее подписать договор о Евразийском экономическом союзе. Это было воспринято как недружественный, не соответствующий интересам Армении поступок, как насилие. Предлагается — в контексте предыдущего пункта, провести межгосударственные переговоры о таком возможном совмещении армяно-российских и армяно-европейских отношений и договоров, которое позволит принять во внимание жизненные интересы обоих государств.
 
Если все перечисленное будет исполнено — между нашими странами установятся нормальные политические отношения, если же нет — возникнет конфликт.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.