Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Правительство заверяет, что со вступлением Киргизии в Таможенный союз, а в дальнейшем в Евразийский экономический союз, расширится возможность экспорта отечественных товаров. Какие товары могут предложить киргизские бизнесмены рынку со 176-миллионным населением? Выдержат ли конкуренцию на международном рынке товары из Киргизии? Готовы ли мы соблюдать стандарты производства?

Правительство заверяет, что со вступлением Киргизии в Таможенный союз, а в дальнейшем в Евразийский экономический союз, расширится возможность экспорта отечественных товаров. Какие товары могут предложить киргизские бизнесмены рынку со 176-миллионным населением?

Выдержат ли конкуренцию на международном рынке товары из Киргизии? Готовы ли мы соблюдать стандарты производства?
 
Овощи и фрукты принесут доход?

22-летний Ырысбек Улукбек уулу уже сейчас готовится к весне, строит теплицу. Ему помогает зять Жаныбек. Вместе они уже закончили половину теплицы. За помощью они обращаются только к агроному, который делится советами о выращивании овощей. Всю остальную работу они выполняют сами.

— В селе я угонял трактор отца и научился с ним обращаться. Точно так же я научился сварке, — сказал Жаныбек Тойчубеков.

Жаныбек уверен, что можно оставаться в Киргизии и разбогатеть, достаточно найти способ:

— Сначала здесь посадим огурцы. Сажать будем в горшках, в марте. В мае они поспеют. Планируем продавать их в городе. Если что-то останется — продадим за границу.

Они потратили 70 тысяч сомов на строительство теплицы 8х30 метров. По их мнению, эти деньги окупятся уже в первом сезоне. В случае успеха, они готовы увеличить количество теплиц, продавать продукты за границу.

Ырысбек учится на журналиста. Но он считает, что его призвание — фермерство, поэтому планирует получить соответствующее образование.

Заместитель министра сельского хозяйства Жаныбек Керималиев отметил, что теплиц в Кыргызстане становится больше. Он призвал фермеров работать в этом направлении:

— Количество теплиц в Киргизии достигло 470. Сейчас мы отменили таможенные пошлины на материалы, необходимые для строительства теплиц. В Таможенном союзе мы не можем конкурировать на рынке зерна или свеклы. Но мы вполне можем составить конкуренцию на рынке фруктов и овощей.

Сообщается, что Киргизия вступит в Евразийский экономический союз 9 мая, после чего будут устранены таможенные пошлины внутри региона. Президент ассоциации транспортировщиков товаров Гульнара Ускенбаева отметила следующее:

— Судя по постановлению нашего правительства, требуется только два документа. Документ о том, что и куда доставляется и транспортный документ. Затем товар пропустят. Наша страна не будет создавать препятствия. Если же будут экспортироваться продукты питания, будет нужен сертификат, подтверждающий безопасность. Если есть такие документы, то перед тобой открыты все двери.
 
Разбогатеем за счет скота?

Считается, что в Баткенской области меньше всего скота. Но там насчитывается около 130 тысяч голов крупнорогатого, около полумиллиона голов мелкого скота.

Большая часть клиентов — таджикистанцы. Бизнесмены обеспокоены, что вступление в Таможенный союз отразится на их торговых отношениях с таджикистанскими клиентами.

Бывают случаи, когда скот везут из Чуя в Баткен, чтобы продать их в Таджикистан. Максатбек содержит около 10 голов скота и возлагает надежды на правительство:

— Наши старания окупят себя, если скот будут покупать из Таджикистана. В случае вступления в Таможенный союз, Таджикистан может отказаться от приобретений, сославшись, что у нас дорого. Тогда работа у нас будет простаивать. В таком случае придется уехать в Россию на заработки.

Хотя содержание скота не является хорошим способом заработка денег, оно может заполнить пробелы в семейном бюджете. Кроме того, это обеспечивает работой и других людей — перекупщиков, мясников.

Некоторые считают, что Таможенный союз даст хорошие результаты, другие беспокоятся, что мелкие бизнесмены будут вынуждены закрыть свое дело. Пока что не нашлось людей, которые объяснили бы фермерам и скотоводам суть последних политико-экономических решений государства.

Подобная неопределенность беспокоит и скотоводов других областей.

Но вряд ли кто-то сможет утверждать, что после вступления в Таможенный союз мясная продукция Кыргызстана моментально разлетится по рынкам союза. Потому что до сих пор не решен вопрос о состоянии здоровья животных.

Специалист по животноводству Самат Алиев заявил, что в Кыргызстане скот в основное время пасется на пастбищах и затронул тему безопасности:

— Перед экспортом нужны подтверждения безопасности продукции. В этом 90% успеха зависит от работы ветеринарной службы. Если молоко и мясо будут качественными, мы можем экспортировать их в любые страны мира. Если бы эта отрасль начала бы развиваться, то она помогла бы подняться и другим отраслям.

До сих пор не решен вопрос идентификации, как часть реформ, которые следовало бы провести в сфере ветеринарии и животноводства. Эта программа должна была осуществляться за счет польского кредита. Но правительство отказалось от такой затеи, решив провести такие реформы за счет казахского и российского кредита. Пока что обещанные кредиты не выделены.
 
Швейная отрасль, которая столкнется с трудностями

В последние годы в Кыргызстане швейная отрасль развивается, процветает. Но, в то же время сообщается, что эта отрасль серьезно пострадает от вступления в Таможенный союз. Как известно, ткани, фурнитура и т.д. завозится из других стран.

Бизнесмен Гулсун Сатымбаева — представительница этой отрасли. По ее словам, к ожидаемым трудностям прибавилось падение рубля. Но она с надеждой смотрит в будущее:

— Раньше нить стоила 23 сома, сейчас стоит 29 сомов. Уже сейчас ощущается рост цен. Если дорожает сырье — подорожает и товар. Нам придется с этим смириться, куда мы денемся. С этим вынуждены будут смириться и наши клиенты из России. Будем надеяться на лучшее.

Есть спрос, но нет предложения...

Российские бизнесмены приезжают в Киргизию, но зачастую не удается найти товар, чтобы им продать. Об этом сообщил руководитель объединения «Мол тушум» Абдирашит Калмурзаев, который занимается переработкой абрикосов в Баткене:

— У нас есть магазины в Баткене и Оше. Нет денег, чтобы вести продукцию в Бишкек. Появились клиенты, которые готовы скупать товар после нашего вступления в Таможенный союз. Но у нас нет таких возможностей, чтобы продавать большие партии товаров. Сегодня к нам пришли из России, но у нас нет товара.

Поэтому, считают бизнесмены, необходимо выдавать низкопроцентные кредиты. В последнее время многие банки перестали выдавать или ограничили выдачу кредитов из-за падения сома. К тому же на бюджете за текущий год не был рассмотрен вопрос о выдаче кредитов под бизнес.

Кроме кредитов, следует уделить внимание еще одной детали. Прежде чем отправлять товары, нужно убедиться, что объем товаров действительно большой. А чтобы собирать поступающие товары различного объема и доставлять их до места назначения, следует основать центр логистики. Пока что такой центр есть только на Иссык-Куле. Планируется открыть подобный центр в Оше.

Кроме того, вступление в союз позволит сотрудничать с другими странами в сфере сельскохозяйственной техники, туризма, строительства. Но в то же время подорожают товары, ввозимые из стран, не состоящих в союзе. В любом случае, бизнесмены говорят: «А там посмотрим», — и ждут вступления Киргизии в Евразийский экономический союз.