Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Противоречивое начало в Риге: что ожидает Армению?

© AP Photo / Virginia MayoПрезидент Армении Серж Саргсян на пресс-конференции в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, 2012 год
Президент Армении Серж Саргсян на пресс-конференции в штаб-квартире ЕС в Брюсселе, 2012 год
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Начавшийся в Риге саммит Восточного партнерства Евросоюза для Армении начинается в противоречивой ситуации. Во-первых, было положительным то, что Армения в последний момент заявила о своем участии в Рижском саммите на президентском уровне, и Серж Саргсян отправился в Ригу. Это было важно особенно на фоне того, что президент Азербайджана отказался от поездки в Ригу.

Начавшийся в Риге саммит Восточного партнерства Евросоюза для Армении начинается в противоречивой ситуации. Во-первых, было положительным то, что Армения в последний момент заявила о своем участии в Рижском саммите на президентском уровне, и Серж Саргсян отправился в Ригу. Это было важно особенно на фоне того, что президент Азербайджана отказался от поездки в Ригу. Армения, фактически, единственная из тройки, так сказать, неассоциированных стран Восточного партнерства, представлена в Риге на самом высоком уровне.

Параллельно с этим, перед саммитом была распространена информация о том, что Армения и Белоруссия отказались от одобрения проекта резолюции саммита, поскольку там речь идет об аннексии Крыма. Эта информация, однако, в каком-то смысле была ожидаемой, поскольку позиция Армении здесь известна уже давно, и это уже неудивительно. Армения понятным образом, в связи с близкими отношениями с Россией, не может присоединиться к какому-либо документу относительно аннексии Крыма. Плохо это, или хорошо, приемлемо, или нет, это уже другой вопрос, но это реальность, которая также воспринята в Европе. С этой точки зрения, канцлер Германии Ангела Меркель перед саммитом в Риге заявила, что они уважают право любого государства-члена Восточного партнерства на избрание самостоятельного пути, в том числе и Армении.

Безусловно, отдельная проблема — что теряет Армения в результате такой позиции. Чем закончится этот саммит, отличившийся противоречивым началом для Армении, трудно сказать. Ожидается подписание документа с Евросоюзом, который, по всей вероятности, будет относиться к новым переговорам, которые начнутся вокруг отношений Армения-ЕС, и Еврокомиссия уже получила мандат. Это для Армении, учитывая ее членство в ЕАЭС, является маленьким окном, за которое нужно ухватиться. С другой стороны, ухватившись за это окно в ходе этого процесса, велика вероятность того, что какой-нибудь ветер закроет окно, прищемив пальцы Армении, и хотя оно маленькое, тем не менее, может причинить боль.

И в этом смысле, очень важно, чтобы Армения и Европа руководствовались не логикой «хотя бы это маленькое», а долгосрочными расчетами и стратегией, прогнозируя возможные ветры, особенно в нынешней сложной и нестабильной геополитической обстановке.

С этой точки зрения, на фоне саммита в Риге актуализируется вопрос о том, какие уроки извлекли стороны из прошлого провального саммита. Об уроках Еревана, конечно, можно говорить условно, поскольку здесь речь идет не об ошибках, а всего лишь о вассальном поведении в отношении России, что попросту является осознанным выбором. А вот какие выводы сделал ЕС из прошлого неудачного опыта — это важно.

Евросоюз заявляет о дифференцированных подходах, однако пока не ясно, что это подразумевает в случае Армении, и какие изменения будут в подходах Брюсселя. Возможно, в Риге что-то станет известно в связи с этим, хотя бы с точки зрения определения дорожной карты.