Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Исламистская угроза и армянские маневры

© AP Photo / Militant website via AP, fileБоевики Исламского государства в городе Ракка
Боевики Исламского государства в городе Ракка
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Попытка сопоставления подходов Запада и России, а также Ирана может иметь более-менее ощутимую перспективу, поскольку в данный момент из интересов ни одного из них не исходит какое-либо проникновение ИГИЛ на Южный Кавказ. Ясно одно, что угроза исламистского террора является той проблемой, в которой маневры Еревана могут закончиться не безразличием, а просто катастрофой.

18-20 июня в Армении состоится  семинар Парламентской ассамблеи  НАТО «Роуз роуд», темой которого будет угроза «Исламского государства» в регионе и за его пределами.
 
В Армении неоднократно проводились семинары «Роуз роуд» на различные темы, будучи также довольно представительскими в плане участия. Эти семинары в каком-то смысле можно оценить также как один из важных компонентов системы безопасности Армении, который направлен, по крайней мере, на обслуживание важной проблемы диверсификации в вопросе безопасности. Темы семинаров разных лет были интересными, но, несомненно, обсуждение угрозы Исламского государства в Армении имеет особенное значение. По большому счету, здесь тоже просматривается проблема диверсификации.
 
Дело в том, что несколько недель назад формирования вооруженных сил Армении приняли участие в военных учениях ОДКБ в Таджикистане. Целью этих военных учений была подготовка к угрозам Исламского государства в Центральной Азии. Эти угрозы довольно реалистичны и существенны. Различные представители силовых структур Таджикистана уже покидают свою службу и присоединяются к террористической группировке «Исламское государство». Это большой вызов не только для стран Центральной Азии, но и для России в стратегическом плане. Военные учения ОДКБ являются реакцией на эти вызовы, в которых участвует также и Армения.
 
В то же время, против Исламского государства существует также широкая международная коалиция, в которой нет России. Эта коалиция разворачивает деятельность на территории Ирака и Сирии против этой группировки, наносит удары по позициям террористов. Эффективность этих ударов — это уже другой вопрос, но Армения тоже не входит в эту коалицию. По сути, получается, что по этой части Армения не входит в антитеррористическую коалицию, а в формате ОДКБ участвует даже в военных учениях с вооруженными формированиями.
 
Авторитетный семинар, проводимый в Ереване в рамках Парламентской ассамблеи НАТО, и обсуждение угроз, исходящих от ИГИЛ, возможно, является попыткой сбалансировать участие Еревана в рамках НАТО и ОДКБ. То, что существует проблема этого участия, кажется, намекнул также министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, говоря на днях о своем визите в Сирию и вопросах безопасности сирийских армян. Налбандян заявил, что в вопросе безопасности сирийских армян важна «общая позиция и борьба с террором».
 
С этой точки зрения, Армения оказалась действительно в трудном положении, учитывая то, что НАТО и ОДКБ, Запад и Россия не имеют общей позиции и борьбы. И здесь Армения вынуждена разрываться между НАТО и ОДКБ. Причем, учитывая противостояние Запад-Россия, увеличивается опасность ревности России. Параллельно с этим, очевидно, что в вопросе безопасности армянской общины в Сирии Армения значительно нуждается в западной поддержке, поскольку Россия здесь в каком-либо плане не может быть полезной. А это означает, что Армения должна определенным образом участвовать в западной антитеррористической коалиции. Достаточно ли формата семинара-обсуждения, или это станет началом, которое каким-то образом должно привести к участию Армении — трудно сказать. Ереван в этом плане не имеет самостоятельной стратегии, и каждый свой шаг будет вынужден согласовать с Россией.
 
Здесь многое зависит от того, как отнесутся Запад, Соединенные Штаты, НАТО к такому поведению Армении. В программе «Восточное партнерство» относятся мягко, но сделают ли то же самое также и в вопросе антитеррористической коалиции. В конце концов, здесь уже политическая цена вопроса достаточно высока, следовательно, высоки также и требования. Очевидно одно, что без западной поддержки Армения попросту не может полноценно обеспечивать, обслуживать безопасность как сирийских армян, так и самой Армении, между тем, эта проблема, не будучи сегодня на «первой линии», тем не менее, существует.
 
Сегодня на «первой линии» находятся сирийские армяне, но вызовы Армении, не имея непосредственного первоочередного значения, вовсе не маленькие. Здесь Армения нуждается, кроме России, в тесной работе и совещаниях как с Западом, так и с Ираном, особенно учитывая то обстоятельство, что с группировкой Исламское государство сотрудничает Турция. Это обстоятельство делает непредсказуемым также и Азербайджан. Не нужно исключать того, что Баку и Анкара могут даже попытаться разыграть на Кавказе фактор ИГИЛ посредством Карабахского конфликта, превратив его в основу параллельного геополитического «торга» с Западом и Россией.
 
Возможно, здесь идея, попытка сопоставления подходов Запада и России, а также Ирана может иметь более-менее ощутимую перспективу, поскольку в данный момент из интересов ни одного из них не исходит какое-либо проникновение ИГИЛ на Южный Кавказ. Ясно одно, что угроза исламистского террора является той проблемой, в которой низкокачественные и беспринципные маневры Еревана, как, например, в случае Восточного партнерства, могут закончиться не безразличием, а просто катастрофой. В этом случае для Еревана четкая и принципиальная дипломатия является императивом, если в «верхушке» власти Армении к этому еще способны.