Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вооружать Украину — безумная идея

© REUTERS / Oleksandr KlymenkoСовместные американско-украинские учения во Львовской области
Совместные американско-украинские учения во Львовской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если США вооружат Украину и заявят, что тем самым они сознательно пытаются убить еще больше российских солдат, воюющих на Украине, то этот шаг вызовет в российском обществе реакцию совершенно противоположную той, на которую сторонники такого вооружения, по их словам, рассчитывали. Это превратит войну в логически неизбежную и необходимую борьбу с враждебно настроенным ставленником Америки.

Пол Сондерс (Paul Saunders) напоминает нам, что идея вооружить Украину все-таки ужасна:

Если США вооружат Украину и заявят, что тем самым они сознательно пытаются убить еще больше российских солдат, воюющих на Украине, то этот шаг, вероятнее всего, вызовет в российском обществе реакцию совершенно противоположную той, на которую сторонники такого вооружения, по их словам, рассчитывали. Более того, это может превратить идущую там войну из вполне понятных, но совершенно не обязательных действий, совершаемых с целью помочь сепаратистской армии и гражданскому населению на востоке Украины, в логически неизбежную и необходимую борьбу с враждебно настроенным ставленником Америки. При этом для большинства россиян это, скорее всего, станет доказательством обоснованности горячей риторики их властей, которые утверждают, что Америка имеет виды на Украину и, якобы, собирается поставить Россию на колени или свергнуть российское правительство. В своей совокупности все эти перемены в общественном сознании могут привести к тому, что россияне начнут спокойнее воспринимать военные потери и боевые ранения гораздо быстрее, чем американское оружие убьет и покалечит (или сможет убить и покалечить) еще больше россиян.

Более того, нелепа сама идея того, что увеличение числа потерь среди россиян, воюющих на Украине, позволит «разоблачить» участие Москвы в этой войне. И хотя во время официальных встреч и в официальных заявлениях Владимир Путин и другие чиновники могут отрицать присутствие российских войск на Украине, комментаторы российских государственных телеканалов обсуждают помощь, оказываемую Россией сепаратистам, довольно широко.


По словам Сондерса, если цель предоставления оружия Украине заключается в том, чтобы заставить российские власти «заплатить еще более высокую политическую цену», то маловероятно, что эта цель будет достигнута. Гораздо вероятнее, что результат будет совершенно противоположным. Националистически настроенные представители общественности обычно реагируют на военные потери, демонстрируя ненависть к тем, из-за кого эти потери произошли, и сплоченность вокруг властей своей страны. Если бы США предоставили оружие вооруженным силам Украины, чтобы помочь им убивать россиян и пророссийских сепаратистов, то российским властям стало бы гораздо сложнее и опаснее с политической точки зрения пытаться прекратить или уменьшить военное вмешательство. Кроме того, это заставило бы российские власти пойти на эскалацию конфликта, что, как отмечает Сондерс, привело бы к ужасным последствиям для Украины. Пытаться настроить российскую общественность против своего правительства путем предоставления оружия для убийства россиян довольно глупо — даже если бы россияне не так явно поддерживали политику властей. Но так уж вышло, что они эту политику горячо поддерживают.

До этого Сондерс написал, что по своему опыту мы знаем, что само по себе увеличение военных потерь не указывает на степень поддержки общественностью войны на территории другого государства, но оно зависит от того, понимает ли общественность цели правительства и одобряет ли их. По данным опроса подавляющее большинство россиян поддерживают действия властей.

Кроме того, по собственному опыту мы знаем, что даже если общественность и не одобряет ведение войны на территории зарубежного государства, правительство не торопится менять свою политику. Как правило, власти наоборот активизируют военные действия, пытаясь «восстановить репутацию» неудачного политического решения. Обычно это сопровождается призывами «стоять до конца и не отступать от намеченной цели». По-видимому, авторитарный режим откликается на изменение общественного мнения еще медленнее, чем наши власти, и гораздо жестче реагирует на инакомыслие. Даже если предоставление оружия Украине и связанное с этим увеличение военных потерь приведет к желаемым результатам и окажет необходимое влияние на мнение россиян, оно так или иначе не обязательно приведет к изменению политики властей. Наверное, вместо того, чтобы искать способы и пытаться заставить людей изменить свое мнение принудительными мерами, США и их союзникам следует попытаться определить стимулы и выработать инициативы, которые можно было бы предложить Москве, чтобы добиться окончательного разрешения конфликта. Вряд ли такие шаги понравятся «ястребам» у нас или в Европе, но вполне возможно, что это действительно не ужесточит конфликт, а остановит его.