Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Несколько дней назад посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси заявил, что с Арменией у них подготовлены две крупные программы — строительство третьей высоковольтной линии электропередачи и железной дороги Армения-Иран.

Армения и Иран согласились начать строительство 3-й высоковольтной ЛЭП
 
Несколько дней назад посол Ирана в Армении Мохаммад Реиси заявил, что с Арменией у них подготовлены две крупные программы — строительство третьей высоковольтной линии электропередачи и железной дороги Армения-Иран. Одним из главных вопросов повестки намеченного на ближайшее время визита вице-президента Ирана станет строительство высоковольтной линии.
 
1 августа состоялся телефонный  разговор между премьер-министром  Армении Овиком Абрамяном и первым вице-президентом Ирана Эсхагом Джахангири. Они обсудили ряд актуальных вопросов армяно-иранских отношений, коснулись совместных программ, направленных на развитие торгово-экономических отношений, и подчеркнули важность активизации работы армяно-иранской межправительственной комиссии. Эсхаг Джахангири подтвердил, что в этом году он посетит Армению с официальным визитом.
 
Из вышеупомянутого пресс-релиза стало известно также, что договоренность о начале строительства третьей высоковольтной линии электропередачи уже достигнута. Фактически, последние армяно-иранские переговоры дали определенный результат, и если достигнута договоренность о начале работ по строительству третьей высоковольтной ЛЭП, это можно считать положительным фактом.
 
Что касается железной дороги Армения-Иран, то Серж Саргсян пообещал ее построить еще 2 октября 2008 года в своем послании народу и парламенту: «В ближайшие годы начнется строительство железной дороги Иран-Армения». Однако в июне агентство «Арминфо» опубликовало интервью с президентом компании «Российские железные дороги» Владимиром Якуниным, в котором российский чиновник отметил, что строительство железной дороги Армения-Иран лишено всякой эффективности и данный проект неперспективен: «Это как прорубить в стене окно в никуда, в стену соседнего дома».
 
Спустя несколько дней после этого заявления министр транспорта и связи Гагик Бегларян в интервью Радио «Свобода» отметил, что заявление Владимира Якунина исходит из интересов этой российской компании, тогда как железная дорога имеет для Армении жизненное значение: «Это субъективное мнение господина Якунина, которое не имеет ничего общего с реальностью. Я его понимаю, заявление исходит из интересов руководимой им компании. Это очень важный проект для нашего государства и народа, и мы должны обязательно осуществить его». Бегларян не остановился на подробностях, в чем заключаются интересы российской государственной компании, из которых не исходит строительство армяно-иранской железной дороги.
 
По итогам визита в ноябре прошлого года в Тегеран первого замминистра транспорта и связи Армении Артура Аракеляна было подписано соглашение, согласно которому после начала строительства железной дороги в Армении Иран обязуется выделить 400 миллионов долларов для строительства железной дороги на иранской территории до армянской границы.
 
В январе 2013 года были подписаны концессионные договоры с зарегистрированной в ОАЭ компанией RASIA FZE, которая обязалась построить армяно-иранскую железную дорогу на свои средства, получив право эксплуатировать ее после строительства в течение 30 лет. На встрече с журналистами в декабре 2014 года гендиректор компании «Южно-Кавказская железная дорога (ЮКЖД) Виктор Ребец заявил, что согласно заключенному между министерством транспорта и связи Армении, ЮКЖД и компанией RASIA FZE соглашению, после строительства приоритетное право на управление железной дорогой будет передано «Южно-Кавказской железной дороге».
 
Железная дорога Армении принадлежит российской государственной организации. По подписанному в феврале 2008 года в Ереване между правительством Армении и РЖД соглашению, железнодорожная сеть Армении, с ее движимым и недвижимым имуществом были переданы в концессионное управление сроком на 30 лет российской компании, и было создано предприятие «Южно-Кавказская железная дорога».
 
Что ждет в будущем армяно-иранскую железную дорогу в условиях явно негативного отношения российской стороны, и насколько решительно настроены власти Армении, покажет время. Известно, что проект железной дороги не «окно, открывающееся в стену», а сегодня, более чем когда либо, перспективный проект для Армении.  
 
Мир открывает «окна» для Ирана  
 
Госсекретарь США Джон Керри стремится убедить своих союзников на Ближнем Востоке, что сделка с Ираном сделает регион безопасным. Он заверил, что все страны региона станут более безопасными. Иран и США намерены создать совместную Торговую палату. Как сообщил руководитель Торгово-промышленной палаты Ирана Мохсен Джалалпур, США проводят подготовительные мероприятия для организации совместного учреждения. Согласно законам Ирана, Тегеран для работы с США может создать Торговую палату только после создания подобной структуры американской стороной. Джалалпур отметил, что власти США не направляли в Иран запрос на визит в эту страну для проведения переговоров по экономическому сотрудничеству. По его словам, такая инициатива может стать предметом обсуждений во время визита президента Ирана Хасана Роухани в США для участия в Генеральной Ассамблее ООН.
 
А ЕС официально одобряет ослабление ряда санкций против этой страны. ЕС отменил санкции в отношении двух иранских нефтяных компаний. Это первый подобный шаг после подписания Соглашения о ядерной программе между Ираном и «шестеркой».
 
В Иран возвращается европейская автомобильная промышленность. Mercedes-Benz приобретет 30% акций находящегося в Тебризе Diesel Engine Manufacturing’s (IDEM, производитель дизельных моторов), сообщил гендиректор Iran Khodro Industrial Group Хашим Йеке Заре. Он сообщил также, что Иран и Mercedes-Benz подпишут соглашение сроком на 10 лет, согласно которому в Иране будут производиться грузовые автомобили и автобусы. До введения Западом санкций Mercedes-Benz был основным партнером Ирана, и неудивительно, что компания намерена в ближайшие 2-3 месяца открыть в Тегеране свой офис. Хашим Йеке Заре сообщил также, что Mercedes-Benz намерен приобрести 50% акций производителя автомобилей Setar-Iran и подписать соглашение о производстве автомобилей типа седан сроком на 5 лет. «Надежным партнером Ирана может стать также германский автомобильный концерн  Volkswagen», — сказал он, сообщив, что в ближайшие 3-4 месяца Iran Khodro может также подписать договор с германской фирмой Daimler AG о производстве автомобилей класса люкс.
 
Есть также сведения, что основать в Иране совместное предприятие по производству автомобилей намерен и французский Peugeot. В Иран вернутся также французская компания Renault и японская Suzuki.
 
Что касается проектов доставки иранского газа в Европу, то, по словам директора по международным связям Иранской национальной газовой компании (NIGC) Азизоллаха Рамезани, для доставки газа европейским потребителям Иран нуждается в инвестициях на сумму в 10 миллиардов долларов. Он отметил, что, учитывая положительные стороны ядерной сделки между Ираном и «шестеркой», Иран может ежегодно экспортировать в Европу 25-30 миллиардов кубометров газа. Рамезани упомянул проведенное Европейским парламентом исследование потенциала поставщиков газа в Европу и заметил, что Иран среди 12 потенциальных поставщиков газа в Европу самый лучший кандидат. Согласно отчету Европейской комиссии, потенциальными поставщиками в Европу газа, альтернативного российскому, из 13 стран могут быть следующие: США, Иран, Катар, Алжир, Нигерия, Норвегия, Ливия, Азербайджан, Туркменистан, Мозамбик, Австралия, Ирак, Израиль, Кипр. Добавим также, что Иран своими запасами нефти и газа в мире занимает первое место. Доказанные запасы иранского газа составляют 34 триллиона кубических метров, что составляет 18% доказанных мировых запасов.
 
Основные рынки иранского газа находятся в соседних и азиатских странах, на днях заявил гендиректор Иранской национальной компании по экспорту газа (NIGEC) Али Реза Камели. Он указал, что причиной этого является их близкое расположение, низкие расходы и растущее потребление. Камели в то же время отметил, что Ирану для поставки газа в обозначенные места Европы необходимо провести газопровод длиной 2000-4000 км, тогда как в случае соседних стран достаточно строительства трубопровода длиной 200 км. Он добавил, что для доставки иранского газа в Европу будет препятствовать и то, что ряд стран возьмут часть этого газа для собственного потребления, что уменьшит рентабельность подобных проектов для Ирана.
 
О том, что Иран может свои энергетические ресурсы экспортировать в РФ через Армению и Грузию, говорится довольно долго. Но информации по поводу обсуждений вокруг данного вопроса нет ни с иранской, ни с грузинской стороны.
 
Армения может стать транзитной страной для транспортировки нефти и газа в Европу, если Иран и Армения договорятся с Грузией или Турцией, тогда как в случае с Турцией партнером для нее является «братский Азербайджан», а не Армения. Одним из препятствий, конечно, является напряженность, царящая в настоящее время на границе Сирии и Турции, что может поставить под вопрос строительство газопровода в плане его безопасной эксплуатации. Уже одни только разговоры, что Иран будет продавать нефть и газ Западу, привели к тому, что цены на нефть вновь упали, следовательно, сосед Армении Иран становится ключевым региональным игроком, который может изменить не только картину глобальных рынков, но и стать серьезным фактором в вопросе установления стабильности и безопасности в регионе.