Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Страсти по Саакашвили

Станет Михаил Саакашвили премьер-министром Украины или нет — не столь важно. Сегодня ему отведена другая важная роль — диагноста украинских реформ.

© РИА Новости Николай Лазаренко / Перейти в фотобанкПрезидент Украины Петр Порошенко назначил Михаила Саакашвили главой Одесской области
Президент Украины Петр Порошенко назначил Михаила Саакашвили главой Одесской области
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Михаил Саакашвили вступил в публичную перепалку сразу с двумя тяжеловесами украинской политики — с Арсением Яценюком и Игорем Коломойским. Первого одесский губернатор обвинил в лоббировании интересов олигархов и саботаже на таможне. Второго — в монополизации рынка авиаперевозок...

Михаил Саакашвили вступил в публичную перепалку сразу с двумя тяжеловесами украинской политики — с Арсением Яценюком и Игорем Коломойским. Первого одесский губернатор обвинил в лоббировании интересов олигархов и саботаже на таможне. Второго — в монополизации рынка авиаперевозок в стране и контроле контрабандных потоков на Одесчине. В ответ Саакашвили обозвали «лжецом», «собакой» и «грязным сопливым наркоманом». И на этом словесная перепалка между этой троицей вряд ли закончится.

Бунтарь против реформатора

Конфликт между одесским губернатором и нынешним премьер-министром был неизбежен. И вовсе не потому, что Саакашвили мечтает занять кресло главы украинского правительства. О чем, кстати, постоянно говорят в политических кулуарах. Все дело в системе власти, существующей в Украине. За полтора года после завершения Евромайдана она остается такой же коррумпированной, клептократической и подконтрольной олигархам. Об этом, собственно, публично и говорит Михаил Саакашвили.

До этого одесский губернатор неоднократно пытался публично привлечь внимание главы правительства к ситуации в Госавиаслужбе, во главе которой, по его словам, стоял ставленник олигарха Игоря Коломойского — Денис Антонюк. А позднее — к происходящему «беспределу» как на одесской, так и в целом — на украинской таможне. Саакашвили услышан не был. Что, собственно, и стало причиной его публичных обвинений в адрес Яценюка.

Что сейчас естественнее выглядит — «бунтарство» Саакашвили или «реформаторство» Яценюка, сказать трудно. Но очевидно одно: одесский губернатор знает, что такое реформы и понимает, какой результат они должны принести. Да, Украина — не Грузия. Да, Саакашвили — не президент и ограничен в полномочиях. Но лучшего диагноста для украинских реформ, чем Саакашвили наверняка сейчас не найти. И это должен понять Арсений Яценюк.

Наступление на интересы Коломойского

С первых дней своего пребывания в должности главы Одесской областной госадминистрации (ОГА) Саакашвили вошел в жесткий клинч с командой олигарха Игоря Коломойского. Новый губернатор Одесчины обвинил хозяина группы «Приват» в монополизации авиаперевозок на Украине и крышевании контрабандных потоков в Одесском порту. Коломойский ответил ему разгромными сюжетами на подконтрольном ему телеканале «1+1» и персональными публичными выпадами.

Собственно, и в истории публичной перепалки Саакашвили с Яценюком также звучала фамилия Коломойского. Как считает одесский губернатор, интересы олигархов, в том числе хозяина группы «Приват», и лоббирует глава украинского правительства.

Нервная реакция Коломойского на слова Саакашвили, сопровожденная откровенным хамством, свидетельствует о том, что Саакашвили наступил на больную мозоль олигарха. Игорь Валерьевич, вероятно, не пожалеет ни средств, ни ресурсов, чтобы информационно уничтожить главу Одесской ОГА. Выражения «собака» и «слезящиеся глаза наркомана» могут оказаться всего лишь словесной разминкой олигарха перед серьезной информационной кампанией против Саакашвили.

Коломойский не привык проигрывать. В борьбе с Петром Порошенко он всего лишь отступил назад — уйдя с должности главы Днепропетровской ОГА. С Саакашвили хозяин «Привата» будет идти до конца. Для него — дело принципа «утопить Михо». Ведь Саакашвили — ставленник Порошенко. И если Коломойский сейчас не в состоянии дотянутся до нынешнего президента, то он с удовольствием продемонстрирует свою силу на одесском губернаторе.

В ожидании чуда

От нынешнего главы Одессы в украинском обществе ждут чуда. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что под петицией на имя президента с просьбой назначить Саакашвили премьер-министром Украины в очень короткий срок были собраны необходимые 25 тысяч подписей. В течение 10 дней после приема на рассмотрение глава государства должен опубликовать свой ответ.

Саакашвили сегодня говорит то, что украинцы хотели бы услышать из уст Порошенко и Яценюка. И о борьбе с коррупцией, и о борьбе с олигархами, и о воровстве бюджетных средств. Ему доверяют не меньше, а может даже и больше, чем президенту и премьеру. Он резок в своих высказываниях и оценках ситуации, сложившейся в стране. Говоря о ненасытных олигархах, Саакашвили, наверное, все-таки забывает о том, что олигархом №1 на Украине был и остается Петр Порошенко. И его выпад против олигархической системы — это упрек нынешнему президенту.

Оппоненты Саакашвили на Украине упрекают его в популизме. Мол, все его действия направлены исключительно на пиар. С этим утверждением можно было бы согласиться, если бы за плечами у Саакашвили не было удачного опыта проведения реформ в Грузии. Упрекая Яценюка олигархами, глава Одесской ОГА знает, о чем он говорит. А точнее — понимает, как работает коррумпированная власть в постсоветской стране и, главное, знает, как ее поломать. Решить это самостоятельно в пределах Одесской области без поддержки центра он вряд сумеет.

Станет Саакашвили премьер-министром Украины или нет — не столь важно. Сегодня ему отведена очень важная роль — диагноста украинских реформ. И на своей сегодняшней позиции он наверняка может сделать намного больше, чем пребывая в центральной власти. Ведь, попади Саакашвили в кабинет премьер-министра, ему не избежать конфликта с президентом Порошенко и представителями не реформированной системы управления государством.