Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Костюм одного размера для всех не годится

© AP Photo / Mindaugas KulbisДональд Туск, Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Лаймдота Страуюма на саммите Восточного партнерства в Риге
Дональд Туск, Жан-Клод Юнкер, Петр Порошенко и Лаймдота Страуюма на саммите Восточного партнерства в Риге
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Недавно в Риге и Брюсселе состоялись две представительные дискуссии о соседской политике Европейского союза, в ходе которых анализировалось влияние России на политику и экономику стран-участниц «Восточного партнерства».

Недавно в Риге и Брюсселе состоялись две представительные дискуссии о соседской политике Европейского союза, в ходе которых анализировалось влияние России на политику и экономику стран-участниц «Восточного партнерства».

Брюссель поставил «не на ту лошадку»

Проект ЕС «Восточное партнерство» в 2008 году инициировала Польша в целях расширения сотрудничества с Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдовой и Украиной. С тех прошло несколько форумов ЕС и стран-участниц «Восточного партнерства», обсуждались возможности развития сотрудничества в экономике, торговле и других сферах. Во время дискуссий и в Риге, и в Брюсселе эксперты отмечали, что на отношения и экономические связи ЕС с государствами «Восточного партнерства» пытается влиять Россия, об агрессивном характере политики которой свидетельствует аннексия Крыма и военная активность на востоке Украины, где Москва поддерживает банды пророссийских сепаратистов.

Предусматривается, что с 1 января будущего года вступит в силу договор о свободной торговле между Украиной и ЕС, однако Украине еще предстоит огромная работа по искоренению коррупции, реализации реформ в экономике и юриспруденции. Оздоровление экономики и повышение уровня благосостояния жителей Украины будет лучшим ответом на стремление России заманить эту страну в создаваемый Евразийский союз. Должностные лица ЕС признают, что взгляды членов блока на санкции против России в связи с аннексией Крыма и агрессией в восточной Украине отличаются.

Сотрудничество в рамках южной соседской политики ЕС с Алжиром, Египтом, Израилем, Иорданией, Ливаном, палестинскими территориями, Тунисом и Сирией подорвала гражданская война в Сирии, которая длится уже четыре года, и в результате которой погибли сотни тысяч человек, а миллионы вынуждены стать беженцами. ЕС в свое время оказал Сирии помощь в размере 4 миллиардов евро, но сейчас эта страна в руинах. 1,8 миллиарда евро было потрачено на содействие экономическому развитию государств Северной Африки, однако эффект от этого ничтожный. С 2011 года ЕС выделил на помощь беженцам 1,9 миллиарда евро, но Брюссель поставил «не на ту лошадку» в Египте, Ливии и других странах.

Необходимо укреплять внешние границы ЕС

Дискуссии в Брюсселе были интересными, а встречи прошли по так называемым правилам Четемхауза (Лондонский королевский институт международных отношений), которые позволяют свободно использовать полученную информацию, не раскрывая идентичность или должность оратора. В дискуссиях приняли участие высокопоставленные чиновники службы внешних отношений ЕС и генеральных директоратов Восточного и Южного партнерства, а также эксперты из негосударственных организаций. Должностные лица отмечали, что на соседскую политику ЕС драматически повлияло огромное количество беженцев, которые в последние месяцы наводняют Европу. Многократно подчеркивалось, что ЕС должен укреплять внешние границы, и нельзя превращать в лагеря для беженцев страны, расположенные на пути мигрантов в Германию, где они жаждут получить убежище. Прозвучали опасения, что недостаток солидарности стран-членов ЕС в вопросе приема беженцев может привести к появлению новых стен времен холодной войны. Необходимо добиться стабилизации, учитывая при этом интересы каждого государства. Греции, у которой второй по величие оборонный бюджет в ЕС, следовало бы направить больше военных кораблей для перехвата лодок контрабандистов беженцев в Эгейском море. Акцентировалось важная роль Турции как стратегического партнера ЕС в сфере торговли и в размещении беженцев. Должностные лица Европейской комиссии указывали на необходимость преобразовать стихийные потоки беженцев в контролируемый процесс. Признавалось, что существует нехватка координации на уровне руководства ЕС по контролю за миграцией.

Найти баланс между ценностями и интересами

Политику ЕС по «Восточному партнерству» должностные лица блока в целом оценивали, как малоэффективную. Слишком долго после 2008 года план «Восточного партнерства» был техническим процессом, который проходил в Брюсселе. Нельзя использовать для всех стран один и тот же «костюм», или одинаковую модель сотрудничества. Взаимодействие нужно выстраивать в соответствии с интересами государств-партнеров и их нуждами, чтобы в выигрыше были обе стороны. Это один из важнейших выводов дискуссии в Брюсселе. Необходимо поддерживать европейские ценности, стандарты и принципы, но не навязывать их. Нужно найти баланс между странами-участницами «Восточного партнерства», которые хотят вступить в ЕС, и теми, кто настроен формировать сотрудничество в отдельных сферах. ЕС следует предпринимать реальные шаги, избегать декларативных заявлений и стремиться уравновесить ценности и интересы, к примеру, в отношениях с Азербайджаном и Белоруссией.

На организованной в Риге Институтом внешней политики Латвии дискуссии подчеркивалось, что коррупционный скандал в Молдове (она пока является единственной страной «Восточного партнерства», которой удалось добиться безвизового режима с ЕС) ослабил сторонников проевропейского курса и привел к дестабилизации политической ситуации. Трудностями Молдовы не замедлит воспользоваться Россия, которая противодействует также сотрудничеству Армении с ЕС. Представитель Армении сказал, что Ереван занимает прагматичную позицию в отношениях с ЕС и хочет получить финансовую помощь, а общество надеется на поддержку ЕС в защите прав человека. По словам представителя Белоруссии, Россия экспортирует не только нефть, но и систему коррупции. Президент Белоруссии пытается лавировать посередине пути между ЕС и Россией, несмотря на то, что Москва держит Минск на коротком поводке.