Ужесточение мер российского президента Дмитрия Медведева по борьбе с незаконным производством водки может пойти на пользу двум крупнейшим в стране производителям алкогольной продукции - ОАО "Синергия" и компании "Русский алкоголь", которые смогут в больших количествах продавать свои самые популярные бренды.

Медведев ведет борьбу с самым высоким в мире уровнем потребления алкоголя в расчете на душу населения. Острие этой борьбы направлено против производства и продажи в магазинах контрафактной водки по минимальным ценам. Такие меры, как считают аналитики, способны подтолкнуть потребителя к водке среднего уровня цен, которую производит "Синергия" и находящаяся под жестким контролем группа "Русский алкоголь".

"Все эти меры направлены на снижение потребления алкоголя, но они способны ускорить переход к более качественным маркам, а это будет весьма выгодно местным предприятиям, - говорит аналитик из лондонской Evolution Securities Ltd. Саймон Хейлс (Simon Hales), - если люди вдруг не смогут покупать незаконную продукцию за полцены, естественно, они перейдут к более дорогим маркам".

Работы президенту предстоит очень много - ведь на долю черного рынка приходится около половины годового объема потребления водки, составляющего 2,4 миллиарда литров. Благодаря его реформам стоимость российского водочного рынка в 2010 году может вырасти на 13 процентов до 549,3 миллиарда рублей (18,5 миллиарда долларов), а продажи контрафактной продукции снизятся на 26 процентов до уровня в 101,3 миллиарда рублей. Таковы оценки инвестиционного банка Renaissance Capital.

Контроль за ценами

Правительство с 1 января установило минимальную розничную цену на поллитровую бутылку водки в 89 рублей. Это почти в два раза выше поддельных марок, которые легко можно увидеть на прилавках магазинов. Водка "Ямская" производства "Русского алкоголя" стоит 100 рублей за поллитра, а "Синергия" продает свою "Беленькую" по 135 рублей.

"Минимальная цена - это лишь одна из целого комплекса мер, которые должны помочь избавиться от контрафактной водки на прилавках магазинов", - говорит представитель компании "Русский Алкоголь" Александр Коровка. Совладельцами этой группы являются польские компании Central European Distribution Corp. и Lion Capital LLP. "Люди не захотят пить неизвестные им марки. Спрос на бренды среднего уровня цен поднимется".

Медведев хочет преуспеть в той области, где потерпел неудачу бывший советский лидер Михаил Горбачев. В мае 1985 года Горбачев издал указ о частичном запрете алкоголя в стране, чтобы снизить уровень его потребления. Были повышены цены, ограничено время и количество мест реализации алкогольной продукции. Хотя официально объем потребления снизился, эти меры дали и нежелательный побочный результат, поскольку образовавшуюся на законном рынке нишу заполнила продукция с черного рынка.

Горбачевское закручивание гаек


"Антиалкогольная кампания Горбачева в 80-е годы стала последним серьезным наступлением на отрасль, - говорит аналитик из московской компании "Открытие" Виктор Дима, - с прилавков исчезли бутылки, уничтожались виноградники, а в результате люди начали изготавливать и пить суррогаты".

По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, от алкогольного отравления в России ежегодно погибает более 23000 человек. Еще 75000 умирает от "чрезмерного употребления". Если некоторые предприятия продают водку на черном рынке, чтобы избежать уплаты акцизов, то более бессовестные производители продают алкоголь, разбавленный чем угодно - антифризом, топливом для зажигалок и дешевой парфюмерией.

Государство намерено к 2020 году сократить потребление алкоголя до пяти литров на человека (в пересчете на чистый спирт). Сегодня этот показатель равен 18 литрам.

Пресс-служба Следственного комитета МВД распространила по электронной почте заявление, в котором говорится, что российская прокуратура конфисковала около 1 миллиона бутылок водки в Северной Осетии-Алании, а также начала расследование на двух ликеро-водочных заводах этой республики. По сообщению министерства, эти производители нелегально продавали часть производимого алкоголя, дабы избежать уплаты акцизных сборов.

"В большом выигрыше"

Если Медведеву удастся реализовать свои реформы и ограничить масштабы деятельности нарушителей закона, то лидирующая на рынке марка "Ямская" производства "Русского алкоголя", а также "Беленькая" "Синергии", которые входят в среднюю ценовую категорию, окажутся в самом большом выигрыше, о чем говорят аналитики. В следующем году доходы "Синергии" могут увеличиться на 24 процента, составив 23,5 миллиарда рублей. Согласно оценкам Renaissance, который рекомендует покупать акции данной компании, это почти в два раза выше прогноза по темпам роста на нынешний год.

"Объем производства водки данной категории уже сейчас увеличивается в России быстрее всех, а такие меры могут еще больше подхлестнуть рост", - говорит аналитик из лондонской Sanford C. Bernstein Тревор Стерлинг (Trevor Stirling). "В большом выигрыше" окажется "Синергия" и Central European Distribution Corp., которая также торгует через свой местный филиал водкой "Парламент".

Объем рыночной капитализации CEDC вырос в этом году на 44 процента до 1,9 миллиарда долларов. За этот же период времени акции "Синергии" выросли в цене почти в четыре раза, и теперь компания стоит на рынке почти 11 миллиардов рублей.

По словам Хейлса из Evolution, политика установления минимума розничных цен на водку может также ускорить процесс переключения россиян с дешевых спиртных напитков на пиво. Тогда в выигрыше окажутся пивовары, такие как Carlsberg A/S и Anheuser-Busch InBev NV. Объемы продаж у этих компаний в России в текущем году резко сократились, и кроме того, с 1 января их ждет трехкратное повышение акцизов.

Пивные выгоды


"Увеличение ценовой разницы между водкой и пивом определенно пойдет на пользу пивоваренной отрасли, которая уже испытывает повышенные нагрузки", - говорит Хейлс. От перехода на пиво и на законные марки водки выиграет и государственная казна, поскольку "на облагаемый налогом рынок придет покупатель", добавляет он.

"Государственные меры абсолютно правильные, и мы их полностью поддерживаем, - сказал в интервью генеральный директор "Синергии" Александр Мечетин, - в этом году легальный водочный рынок опустился на 15 процентов. В будущем году этот рынок должен вырасти благодаря введению минимальных цен и прочих мер".

Возможный рост продаж "Синергии" и ее конкурента способен дать "дополнительные средства, которые можно будет инвестировать в продажу некоторых брендов за рубежом", - говорит аналитик из московского отделения банковской группы UniCredit SpA Наталья Смирнова. В сентябре "Синергия" приступила к экспорту своего элитного бренда - водки "Белуга" в США и ряд стран Ближнего Востока. Мечетин в 2008 году заявлял, что через пять лет доходы от продажи "Белуги" в США превысят доходы от продаж в России.

Зарубежная экспансия

Продажа водки за рубежом более доходна, говорит Коровка из "Русского алкоголя". По его словам, компания в будущем году намерена проникнуть на рынок США, а также нацелилась на Латинскую Америку. Бутылка самой дорогой водки этой компании "Зеленая марка" в Москве продается по цене 140 рублей, а в британских вино-водочных магазинах такая же бутылка стоит уже 496 рублей (если переводить с фунтов стерлингов).

По словам руководителя "Синергии" Мечетина, объявленных мер будет "недостаточно" для обуздания контрафактного производства. Он отмечает, что необходимы также изменения в политике акцизных налогов и в нормативах по лицензиям на перевозку водки. Правительство рассматривает эти меры.

"Я очень скептически отношусь к тому, насколько эффективной может быть такая кампания в стране, если она направлена против любимого занятия ее населения, - говорит эксперт из Бостонского университета по постсоветской политике Уолтер Коннор (Walter Connor), - огромное количество людей заплатит за водку любую цену или начнет варить самогон дома. Изменить культуру, когда большинство населения не на твоей стороне, это крайне трудная задача".

Статья подготовлена при участии Анастасии Устиновой и Патрика Генри (Patrick Henry).