Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пикассо открыл год Франции в России

© POOL / Перейти в фотобанкСветлана Медведева на выставке "Пикассо. Москва" в музее им. Пушкина
Светлана Медведева на выставке Пикассо. Москва в музее им. Пушкина
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Москва опять встречает Пабло Пикассо: в последний раз выставку работ художника привозили в Россию в 1956-м - в год XX съезда КПСС и начала "оттепели". 88 картин, 30 скульптур, керамика, гравюры, десятки рисунков, книг и фотографий – столько работ Пикассо Москва еще не видела.

Москва опять встречает Пабло Пикассо: в последний раз выставку работ художника привозили в Россию в 1956-м - в год XX съезда КПСС и начала "оттепели".

Крупнейшая за полвека выставка художника в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина в Москве открывает год Франции в России.

88 картин, 30 скульптур, керамика, гравюры, десятки рисунков, книг и фотографий – столько работ Пикассо Москва еще не видела.

Привезти столь обширную коллекцию "помогла" реконструкция Отеля Сале: помещение Национального музея Пикассо в Париже закрыли на ремонт.

И теперь собрание работ путешествует по свету, радует публику, а заодно и зарабатывает деньги на модернизацию музея.

Передвижная выставка уже побывала в Испании и Финляндии. В конце года она будет показана в Соединенных Штатах.

Пикассо от А до Я


"Товарищ Пабло", как его одно время называли в СССР, в шортах и распахнутой на груди рубахе, опершись на копию "Раба" Микеланджело, сам встречает гостей выставки

Огромный снимок художника установлен у подножия лестницы ведущей на второй этаж Пушкинского музея, где выставлены его работы

"За Давидом справа", - поясняет смотрительница.

Работы мастера, одного из столпов "Парижской школы", памятны многим еще по школьным и семейным экскурсиям в Пушкинский музей. Но в основном это вещи ранних периодов его творчества, те, что попали в Россию в начале XX века, благодаря стараниям собирателей Ивана Морозова и Сергея Щукина.

"Эта выставка пришла к нам из парижского Музея Пикассо, - рассказывает Ирина Антонова, директор ГМИИ имени Пушкина. – Это – единственный музей, где Пикассо показан от А до Я, от самых ранних до самых последних произведений. Это коллекция самого Пикассо и его семьи. Многое было продано, разошлось по музеям, галереям".

"Мы хотим заново рассказать старую историю, показать, что связывало Пикассо с русским авангардом, как он вопринимался в сталинский период, что произошло со времени выставки Пикассо в Москве в 1956 году", - говорит директор Национального музея Пикассо в Париже Анн Бальдассари, генеральный комиссар нынешней выставки.

На московской выставке – все периоды, стили, жанры и техники, в которых работал художник: рождение кубизма и "Авиньонских девственниц", сотрудничество с Русским балетом Сергея Дягилева, сюрреалистические опыты.

Репродукция "Герники" с двух сторон сопровождает вас, когда вы поднимаетесь или спускаетесь по "розовой" лестнице музея. Дора Маар, фотохудожница, модель и подруга Пабло Пикассо с 1936 по 1945 годы в своих работах запечатлела хронику создания "самого выдающегося", по мнению Ирины Антоновой, полотна XX века.

Больше, чем художник


Нынешние комиссары выставки особо подчеркивают, что приезд в Москву выставки Пикассо полвека назад стал очень важным событием – не только культурной, но и всей общественно-политической жизни страны.

"Одним из главных свершений "оттепели", последовавшей за выступлением Хрущева, стала выставка Пикассо в 1956 году, которую организовал Илья Эренбург, - полагает Анн Бальдассари. – Это было началом "Нового курса" для России. И может быть сейчас в 2010 году в России произойдет новая революция в искусстве, как она происходит на российском рынке искусства".

Та выставка, по словам Ирины Антоновой, стоит в одном ряду с другими знаковыми событиями "духовного освобождения" – Всемирным фестивалем молодежи 1957 года в Москве и открытием театра "Современник".

Пикассо в России больше чем художник, убеждена директор ГМИИ: "Его имя – почти нарицательное для авангардных направлений, для нового взгляда на традицию".

Идеологический груз


Принадлежность Пабло Пикассо к коммунистическому лагерю грела душу руководителей КПСС и Советского государства. Художник вступил во Французскую компартию в 1944 году, а левым симпатизировал с начала 1930-х годов.

Пикассо "Герники", "Голубки" и "Резни в Корее" воспринимался советскими идеологами как союзник.

Членство в компартии, по словам Анн Бальдассари, было для Пикассо способом протеста против диктатуры Франко в его родной Испании, "способом сказать "Нет!" франкизму".

"В то же время, вы знаете, сталинская идеологическая линия вовсе не одобряла творчество Пикассо, его кубизм, деформации тела, - продолжает Бальдассари. – Это не могло радовать самого Пикассо. Ведь он же был человеком левых взглядов, боролся за свободу искусства. А советские идеологические установки вступали в противоречие с его представлениями об искусстве".

Тем не менее, говорит Анн Бальдассари, до самой своей смерти Пикассо оставался на стороне трудящихся, художников и бедняков, и коммунизм был для него "лучшим флагом": "Это трудно понять в современной Франции. Может быть, это понятнее в современной России, ведь когда-то работы Пикассо были запрещены в этой стране".

"Однозначный гений"

"Единственная идеологическая нагрузка, которую он сейчас несет – это груз цен на мировых аукционах, - считает Андрей Толстой, заместитель директора Московского Музея Современного Искусства. – Он остается одним из самых дорогих и желанных художников и для частных собраний, и для государственных музеев".

"Он – олицетворение однозначного гения. Он не впадал в какой-либо стиль или течение, а сам создавал их. Он создавал под себя историю искусства XX века. В этом он фигура бесспорная и никакой идеологии тут уже не осталось", - добавляет Толстой.

Вопрос о ее любимом произведении Пикассо едва ли не возмущает Анн Бальдассари.

"Это моя жизнь, понятия "шедевр" или "любимая работа" – это для меня недоразумение. Творчество Пикассо – революция и процесс. Нам нужны и эта работа, и эта, и та. Пикассо работал с ними со всеми. Не хочу выделять какое-нибудь одно произведение".

"Такие вопросы задавать нельзя! – Ирина Антонова смеется. - Я люблю "Девочку на шаре", "розовую", нашу!"

По просьбе французских партнеров Пушкинский музей включил "Девочку" в состав выставки "Пикассо. Москва".