Компания "Российские железные дороги" находится на острие модернизационной политики Кремля. Руководимая Владимиром Якуниным (этого бывшего кагэбэшника нередко можно увидеть по телевидению во время церковных служб рядом с Владимиром Путиным) железнодорожная монополия является, наверное, самым заметным госпредприятием после "Газпрома".

Объем перевозок в 1,3 миллиарда пассажиров в год и 85 500 километров железнодорожных путей превращают РЖД в своего рода легкие страны. Помимо транспортировки людей и товаров, у этого спрута есть еще и поезда-больницы, которые приезжают в самые отдаленные деревни России.  

В декабре 2009 года в России появился первый высокоскоростной поезд – "Сапсан". Этот приобретенный у немецкого Siemens технический шедевр проезжает отделяющие Москву от Санкт-Петербурга 687 километров за 3 часа 45 минут, тогда как раньше на это уходило от 4 с половиной до 8 часов.

Остались в прошлом долгие часы сидения в вагоне: самый медленный и следовательно наименее рентабельный поезд "Юность" был снят с линии. Как вариант, остаются поезда со спальными вагонами, где проводники предлагают вам чай, и вы можете немного вздремнуть, чтобы через 8 часов приехать совершенно разбитым в центр бывшей имперской столицы. Занятые люди без колебаний выбирают экспресс, который доберется до Петербурга за 4 с половиной часа.

Однако любимчиком бизнесменов, высокопоставленных чиновников и известных адвокатов, конечно же, является "Сапсан". Он пользуется большим успехом, и 5 высокоскоростных поездов теперь ежедневно обеспечивают сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. 

Как вы понимаете, "поезд будущего" предназначен в первую очередь для элиты. Билет в один конец вторым классом обойдется вам в 3 432 рубля, то есть в десять раз дороже, чем место в "Юности"! Но и комфорт здесь на другом уровне! А уж какая скорость! Пейзаж за окном почти не рассмотреть, что, кстати говоря, не так уж и плохо. Таким образом, пассажир не видит, что происходит вдоль путей.

А творится там действительно черт знает что! Бросают камни и ледышки, раздаются ружейные выстрелы, повреждают провода – настоящий "антисапсанский" бунт. За 4 месяца поезд будущего стал жертвой 14 актов вандализма.

Все началось в январе, когда 35-летний житель тверской деревни Леонтьево Михаил Самарцев закидал поезд кусками льда, разбив одно из стекол. Во время допроса в милиции он рассказал, что хотел отомстить "Сапсану" за то, что тот сбил его с ног воздушной волной, когда он ждал на вокзале свою электричку.

В апреле произошел новый случай: из-за повреждения проводки движение на участке пути встало на несколько часов. В РЖД подозревают саботаж. Немного ранее на платформе Фарфоровская (недалеко от Санкт-Петербурга) двое мужчин обстреляли проезжающий мимо "Сапсан". Мы только купили пневматические ружья и хотели их "опробовать", заявили они в милиции.

Но какая же муха укусила жителей 4 областей (Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской), что они так ненавидят "Сапсан"? Напрасно власти пытались убедить всех, что эта внезапная агрессия представляет собой лишь единичные случаи – "сапсанофобия" распространяется подобно вирусу.

С недавнего времени департамент транспорта и связи Тверской области получает письма с жалобами и угрозами, рассказал его начальник Церен Церенов журналу "Русский репортер". И дело даже не в том, что это поезд для богатых. "Пусть хоть в золотых поездах ездят, главное – чтобы нас не трогали. Но ведь тронули! Еще как тронули!", - объяснила журналу Любовь Арбузова из стоящей неподалеку от путей деревни Чуприяновка.  

У народного гнева есть две причины. С появлением "Сапсана" было отменено немало обычных поездов. Пассажирам из глубинки теперь приходиться простаивать в ожидании электрички по четыре-пять часов. Теперь у них предостаточно времени копить злость на технический прогресс.

Немало досталось и пешеходам. Раньше они могли спокойно перейти пути по специальным переходам. Сегодня из-за монополизировавшего линию "Сапсана", чья скорость достигает 322 км/ч, большая часть этих переходов была закрыта. Таким образом некоторые деревни оказались разрезаны на две части. Переход с одной стороны на другую стало настоящим подвигом. Железнодорожных переездов стало меньше, и людям теперь приходится проводить часы в ожидании. Говорят даже, что водители скорой помощи отказываются ездить в такие районы.

Чтобы разрешить все проблемы, нужно было бы построить переходы над путями, но у местных властей просто нет на это денег, а проведение таких работ не входит в обязанности железнодорожной компании. Кроме того, с началом летнего сезона и прибытием дачников недовольство населения может вырасти еще больше. Чтобы хоть как-то исправить положение, РЖД недавно объявило о возобновлении работы некоторых поездов, в том числе "Юности". Однако, маловероятно, что подобное решение сможет успокоить борцов с "Сапсаном", который в народе уже прозвали "Скрой чумой" и "Великой китайской стеной".

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.