Эти автомобили были высшим символом советской власти, и на них члены Политбюро со свистом проносились по заснеженным улицам Москвы, направляясь к неприступным стенам Кремля. Лимузины марки ЗиЛ были наиболее популярным транспортным средством  для многих советских лидеров. И у Хрущева, и у Брежнева и у Горбачева были такие автомобили. Однако после падения коммунизма Борис Ельцин пересел на «Мерседес».

И вот теперь президент Дмитрий Медведев решил отказаться от «Мерседеса» и вернуться к ЗиЛу. Это еще одна попытка российского руководства, испытывающего ностальгию по прошлому, превратить страну в советский тематический парк развлечений. Медведев попросил своих помощников выяснить, можно ли возобновить производство этих строгих и традиционно зловещих лимузинов.

«Есть указание президента изучить этот вопрос… В настоящее время мы ведем переговоры с соответствующими заводами», - заявил глава управления делами президента Владимир Кожин в интервью радиостанции «Эхо Москвы». Он также добавил: «Я не исключаю, что через некоторое время мы вновь увидим привычный, но теперь уже современный ЗиЛ».

Но пока Владимир Путин делает выбор в пользу немецких автомобилей. Возможно, эта любовная история началась тогда, когда он был шпионом КГБ в Восточной Германии. Он приложил немало усилий для возрождения символов величия былой сверхдержавы. Достаточно  вспомнить советский государственный гимн, а также участие танков и межконтинентальных ракет в ежегодном параде на Красной площади.

Директор московского музея старинных автомобилей и мотоциклов Дмитрий Ломаков приветствует возвращение ЗиЛов спустя два десятилетия после развала Советского Союза. «Если бы это зависело от меня, то наши лидеры уже бы давно ездили на них, - отметил он. – Автомобиль лидера – это символ государства. Мы – великая держава. У нас славная история автомобильной промышленности. Мы ведь не какая-нибудь Ботсвана или Уганда».

ЗиЛ, по мнению Ломакова, был одной из лучших машин в мире, и он во всех отношениях превосходил автомобили фирмы Rolls Royce. «Я ездил на ЗиЛе. Это очень современная машина, - подчеркнул он. -  Мы способны производить настоящие президентские автомобили, как мы это и делали в прошлом».

Известный своей прожорливостью ЗиЛ был сделан по образцу элегантной американской модели Packard. Московский автомобильный завод, производивший эти лимузины, был основан в 1916 году, и он является старейшим в России. Раньше он выпускал автомобили ЗиС, которые назывались так в честь Иосифа Сталина (имеется в виду, что в годы правления Сталина завод носил его имя - прим. перев.). После смерти Сталина Хрущев переименовал завод, и он был назван Заводом имени Лихачева в честь его директора, а аббревиатура ЗиЛ стала привычным названием этого предприятия.

Хотя производство практически было остановлено в 1991 году, Кремль уже заказал как минимум два кабриолета для участия в военных парадах на Красной площади. В начале этого месяца российскому министру обороны Анатолию Сердюкову удалось удержаться на заднем сиденье и не вывалиться из своего ЗиЛа во время проезда по брусчатке на Красной площади.

Этот парад, в котором участвовали также военнослужащие Великобритании и Соединенных Штатов, был откровенной инсценировкой, в которой участвовали российские солдаты в исторической военной форме с красными знаменами в руках. Хотя Кремль и отказался от планов выставить портреты Сталина, тем не менее, изображение Ленина присутствовало в нескольких местах. Однако мавзолей большевистского вождя был тактично закрыт трибуной для почетных гостей.

В настоящее время завод ЗИЛ производит грузовики, бронемашины, но на его сайте уже появились автомобили класса люкс – лимузин ЗиЛ-41047 и седан ЗиЛ-41041.

Официальный представитель завода сказал вчера в интервью газете The Moscow Times, что его предприятие уже готово к тому, чтобы возобновить производство, если будут сделаны соответствующие инвестиции. «Мы всегда готовы взяться за новую работу», - заявил официальный представитель ЗиЛа.