Французская строительная корпорация Vinci при поддержке российско-французской торгово-промышленной палаты и французского правительства стремится во что бы то ни стало добиться возобновления прокладки автомагистрали из Москвы в Санкт-Петербург. Этот проект стоимостью 1,8 миллиарда долларов должен в будущем приносить по 700 миллионов евро в год от дорожных сборов. И блеск таких денег, безусловно, способен ослепить любого бизнесмена.

Несмотря на то, что выбранный маршрут должен разрушить одно из сокровищ российской природы, Химкинский лес, почти 1000 гектаров во многом уникальной экосистемы. Несмотря на то, что местные жители и предприятия еще в 2007 году начали борьбу за изменение маршрута, в этом году к ним присоединились москвичи, а 23 августа в столице прошла многотысячная акция протеста. Несмотря на то, что репрессии против мирных демонстрантов, первых рядах которых стоит глава движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова, были осуждены Международной федерацией за права человека. Несмотря на то, что после петиций в защиту леса Европейский банк реконструкции и развития решил отказаться от финансирования проекта. Несмотря на заявления Transparency International о сильном «коррупционном потенциале» проекта. И несмотря на то, что президент Медведев 26 августа принял решение о приостановке строительства для организации дополнительных общественных и экспертных обсуждений.

В то же время министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Московской области Борис Громов во что бы то ни стало хотят связать стратегический аэропорт Шереметьево с этой платной, а значит прибыльной автодорогой. В 2004 году в российское природоохранное законодательство были внесены изменения - так, чтобы этот проект по превращению зеленой зоны в стройплощадку мог быть реализован с полным основанием. С 2009 года российское правительство позволило милиционерам не стесняться в средствах в борьбе с защитниками леса, в то время как от частных охранных организаций они до сих пор нередко получают угрозы смерти.

16 сентября председатель французской торговой палаты Эммануэль Киде (Emmanuel Quidet) призвал, чтобы «уже решенное» Российской Федерацией строительство продолжилось. Он выразил надежду на то, что год Франции в России даст «четкое и ясное направление реализации крупных двухсторонних инфраструктурных проектов». Все согласования уже прошли, а «сомнения и замечания экспертов» были учтены, добавил он.

За изменение маршрута автотрассы

Такие ситуации со сложными и где-то противоречащими друг другу задачами и настоящим клубком самых разнообразных интересов нередко встречаются по всему миру. Речь идет о хищнической добыче или уничтожении природных ресурсов во имя выгоды. Речь, безусловно, идет о той битве, что начали евродепутаты от «зеленых», битвы против чрезмерной коммерциализации и раздувания спроса, которые являются одними из основных причин избыточного потребления природных ресурсов. В случае Химкинского леса речь идет о проекте, который разрушает формировавшуюся в течение десятилетий экосистему и осуществляется с помощью противоправных методов и (что особенно важно для нас) при активном участии представителей французских властей.

То, что происходит в Химкинском лесу, касается нас как французов, европейцев и экологов. Мы поддерживаем борьбу объединений местных жителей и предприятий за изменение маршрута автотрассы Москва-Санкт-Петербург. Мы выступаем против направленных на них репрессий со стороны российских властей. Надеемся, что французские власти покажут себя с лучшей стороны и помогут добиться того, чтобы общественные петиции были приняты во внимание. Мы настоятельно просим, чтобы правительство и торгово-промышленная палата обратили особое внимание на то, чтобы Франция как девятый по величине иностранный инвестор в России не оказалась замешанной в слепом и недальновидном уничтожении природных богатств. И чтобы защита экономических интересов нашей страны, о каком бы уголке мира ни шла речь, не вступала в противоречие с экологическими и социальными интересами, а также демократическими ценностями.

Сесиль Дюфло (Cécile Duflot), национальный секретарь Партии зеленых,
Катрин Грез (Catherine Grèze), евродепутат,
Ева Жоли (Eva Joly), евродепутат, председатель Комиссии по развитию Европейского парламента,
Доминик Вуане (Dominique Voynet), мэр Монтрея, сенатор от департамента Сена-Сен-Дени.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.