Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Чтобы предотвратить СПИД в России, наркоманов нужно лечить

Взгляд в будущее

© Reutersнаркотики героин
наркотики героин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Скорость распространения ВИЧ в России - одна из самых высоких в мире, этому росту во многом способствует отказ властей вводить меры для лечения наркоманов в стране - меры, которые существенно уменьшили число заражений ВИЧ среди наркоманов в других странах, в том числе в США.

Скорость распространения ВИЧ в России - одна из самых высоких в мире, этому росту во многом способствует отказ властей вводить меры для лечения наркоманов в стране - меры, которые существенно уменьшили число заражений ВИЧ среди наркоманов в других странах, в том числе в США.

Во вторник New York Times сообщила, что в 2009 году в России было зарегистрировано 60 тысяч новых случаев заражения вирусом иммунодефицита человека - на 8% больше, чем годом ранее. И как минимум 60% этих новых случаев были связаны с внутривенными инъекциями наркотиков, по данным издания, а значительная часть остальных случаев - результат секса с наркоманами.

Пишет Майкл Швирц из New York Times:   
"По официальным оценкам, инъекциями наркотических веществ в России злоупотребляет значительно более миллиона человек, причем они нередко используют общие нестерильные иглы, заражая друг друга. Эти люди находятся в числе наиболее маргинализированных представителей российского общества; ради того, чтобы избавить их от аддикции, их скорее прикуют к больничной койке на месяц, чем предоставят элементарное лечение. А такие вещи, как сексуальное образование и прочие профилактические программы, государственные чиновники воспринимают в штыки".

Какие же основные инфицированные группы населения? Это колющиеся наркоманы и работники индустрии секса", - отмечает Лев Зорабян, советник Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу UNAIDS по Европе и Центральной Азии. "В эти группы надо направлять деньги, чтобы изменить картину. Но если вы посмотрите в бюджет, вы увидите, что на предупредительную работу среди этих слоев общества на ближайшие два года не выделено ничего".

По данным Швирца, Россия винит неудачу Америки в деле уничтожения урожаев опийных культур в Афганистане в обострении проблемы ВИЧ в России. Но если знаком может служить например нынешняя нехватка героина в Великобритании, из-за неурожая опия в Афганистане в этом году, то вполне можно говорить о том, что международные поставки героина существенно снизились. Но независимо от этого, изменения в сфере поставок никогда не влияли на эпидемию СПИДа.

Так что же на самом деле способствует увеличению проблем в России? Политика. В стране давно наблюдается идеологическое противодействие использованию "заменяющих" наркотиков, специально выдаваемых наркоманам в рамках поддерживающей терапии, таких как метадон или бупренорфин. На данный момент метадон - лучший из известных вариантов лечения героиновой зависимости: по данным многочисленных исследований обширных международных данных, он уменьшает шансы на возвращение привычки, а также число смертельных случаев, и действует эффективнее любого другого варианта лечения, включая все виды терапии, основанные на воздержании от употребления препаратов. Эффективность бупренорфинового лечения героиновой зависимости также широко подтверждается исследованиями.

Во всех странах, которые успешно уменьшили показатели распространения инфекции ВИЧ среди внутривенно колющихся наркоманов, представители здравоохранения вводили программы поддерживающего лечения. Но они также одновременно увеличивали степень доступности стерильных игл и шприцов - еще одна мера в рамках общественного здравоохранения, которая поддерживает многие эффективные программы по предотвращению распространения СПИДа. В этом отношении Россия не совсем нерадива: здесь предлагаются программы обмена шприцев, которые обеспечивают наркоманов чистыми шприцами и обучают их не делиться друг с другом. По отдельности программы поддерживающего лечения метадоном и легальный обмен шприцов и игл не могут остановить эпидемию. Но очевидные свидетельства подтверждают, что вместе они могут это сделать. Пример: Нью-Йорк.

В не столь далеком прошлом Нью-Йорк был эпицентром эпидемии СПИДа среди наркоманов Америки. В начале 1990-х как минимум половины всех колющихся внутривенно наркоманов в городе были ВИЧ-инфицированы. Но последнее исследование уровня ВИЧ-инфицированнсоти среди таких наркозависимых в Нью-Йорке показало, что если в период с 1984 по 1994гг. 21%  наркоманов демонстрировали положительные результаты при тесте на ВИЧ, то в период с 1995 по 2008гг. этот показатель среди употребляющих внутривенные наркотики упал до 6%.

Что изменилось? Две группы отличаются доступными для них превентивными мероприятиями. В 1980-х и в начале 1990-х в Нью-Йорке была крупная система лечения метадоном, но информированность о распространении СПИДа среди наркоманов была очень низкой; на тот период программы обмена шприцев также были либо незаконными, либо только-только стартовали, и обладание шприцами было вне закона.

В 1992 году обмен шприцев был легализован в Нью-Йорке, и к 1995 году масштаб этих программ ощутимо расширился. Безрецептурный отпуск шприцев в Нью-Йорке был узаконен в 2001.

В масштабах всей страны, эпидемия СПИДа среди наркозависимых также несколько утихла, лишь 12% случаев заражения стали связаны с внутривенным приемом наркотиков, притом что ранее этот показатель достигал трети всех случаев.

Учитывая, что данные всецело показывают, что поддерживающие программы и программы обмена шприцев, вместе, могут значительно уменьшить распространение ВИЧ-инфекции, отказ России лечить миллионы своих наркоманов подвергает еще миллионы граждан страны - включая тех, кто не употребляет наркотики, но может быть партнером того, кто употребляет - смертельному риску.