Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Российская оппозиция вызвала Владимира Путина на правовую дуэль

© РИА Новости / Перейти в фотобанкСъезд демократических сил "За Россию без произвола и коррупции"
Съезд демократических сил За Россию без произвола и коррупции
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Суд в Москве 2 февраля принял решение взыскать по 100 тысяч рублей с Бориса Немцова и Владимира Милова в пользу предпринимателя Геннадия Тимченко по его иску о защите чести и достоинства.

Суд в Москве 2 февраля принял решение взыскать по 100 тысяч рублей с Бориса Немцова и Владимира Милова в пользу предпринимателя Геннадия Тимченко по его иску о защите чести и достоинства.
 
Замоскворецкий суд Москвы, рассмотрев в среду, 2 февраля, иск предпринимателя Геннадия Тимченко против оппозиционных политиков Бориса Немцова и Владимира Милова, принял решение в пользу заявителя. Ответчики обязаны выплатить предпринимателю по 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.

Адвокат: Чьи честь и достоинство стояли на кону?

Кроме того, оппозиционеры должны опровергнуть две из трех спорных фраз: "Старые друзья Путина, которые до его прихода к власти были никем, - Геннадий Тимченко, Юрий Ковальчук, братья Ротенберги, - превратились в долларовых миллиардеров" и "Есть основание полагать, что все эти Тимченко - лишь номинальные владельцы компаний, истинным бенефициаром которых является Путин". После вступления судебного решения в силу ответчики должны будут опровергнуть указанные фразы в газете "Коммерсант" и в интернете.

Третья фраза, которую суд счел не подлежащей опровержению, звучала так: "Как так получилось, что Gunvor, в 2000 году еще небольшой нефтяной трейдер, за годы правления Путина смог сосредоточить в своих руках контроль над экспортом российской нефти?". "Я обращаю внимание на то, что фразы, которые постановил опровергнуть суд, содержат упоминание Владимира Путина и как-то касаются его лично, - подчеркнул в интервью Deutsche Welle адвокат Бориса Немцова Вадим Прохоров. - То есть честь и достоинство самого Тимченко интересовали суд в последнюю очередь?"

Больше всего защиту удивило решение судьи о необходимости опровергнуть фразу, в которой говорится, что старый друг Владимира Путина стал долларовым миллиардером. Что именно здесь требует опровержения, остается неясным, отметил Вадим Прохоров. Как пояснил адвокат, то, что Тимченко и Путин давно знакомы, - это факт известный и сам по себе он не может быть порочащим обстоятельством. То, что Геннадий Тимченко является долларовым миллиардером, подтверждено, по словам адвоката, и им самим, и журналом Forbs, в списке которого бизнесмен находится на 36-м месте среди самых богатых людей России.

Явным плюсом проигранного дела против Тимченко Вадим Прохоров назвал то, что при сборе доказательств был получен материал, которого хватит если не на новую книгу, то по крайней мере на одну главу. Но в остальном, как признала директор российского филиала международной правозащитной организации Transparency International Елена Панфилова, все это было лишним. "Я понимаю, что Немцов и Милов готовились доказывать факты, но в этом деле суд, очевидно, интересовало не содержание того, что написано, а наличие в тексте фамилий высокопоставленных лиц", - считает эксперт.

Новое дело - старые лица

Слушания по другому делу, фигурантами которого являются Борис Немцов, Владимир Милов и присоединившийся к ним Владимир Рыжков, выступающие, правда, уже в роли истцов, должны начаться 3 февраля в Савеловском суде. Ответчиком в данном деле является премьер-министр России Владимир Путин. Поводом для иска политиков послужило заявление премьера в ходе прямой линии 16 декабря 2010 года. Глава кабинета министров тогда сказал, что нынешние оппозиционеры "в 90-е тащили вместе с Березовскими и теми, кто сейчас находится в местах лишения свободы, о ком мы вспоминали сегодня".

Кроме того, как считают истцы, Владимир Путин недвусмысленно обвинил их в хищении миллиардов рублей в 1990-е годы, и, наконец, отвечая на вопрос, чего на самом деле хотят Борис Немцов, Владимир Рыжков и Владимир Милов, Путин заявил: "Денег и власти. Чего они еще хотят?". Первую фразу истцы считают клеветой, а последнее заявление - порочащим их честь и достоинство. В итоге Немцов, Милов и Рыжков через суд собираются потребовать от Путина официального опровержения. Моральный ущерб от публичных высказываний премьера истцы оценили в 3 миллиона рублей.

Как отметил адвокат Вадим Прохоров, иском против премьера заявители хотят в первую очередь добиться от Владимира Путина доказательства того, что они действительно украли миллиарды, о которых было заявлено. "Если доказательства появятся, то это будет материал для возбуждения уголовного дела против истцов, а если доказательства представлены не будут, то все о чем говорил премьер, - ложь и клевета", - заявил Прохоров.

Борьба за честное имя или бесплатный PR?

По словам Елены Панфиловой, это дело оппозиционеры просто используют как "публичную трибуну". "У нашей оппозиции нет возможностей оглашать на всю страну свою точку зрения, и она просто умело воспользовалась достаточно неосмотрительным заявлением Владимира Путина, - заявила в интервью Deutsche Welle Елена Панфилова. – В девяностых было много чего и если сейчас начать вытаскивать на поверхность все документы, все слова, то двум третям людей, которые сейчас находятся у власти, мало не покажется".

Как отметила Панфилова, тем, кто подал иск против Путина несомненно важно защитить свою честь и достоинство, но еще важнее получит возможность сказать это громко, чтобы привлечь максимально возможное внимание общественности и СМИ. Впрочем, и первое дело, по мнению эксперт, важно было не столько ради решения, сколько ради самого процесса. Елена Панфилова уверена, что для Тимченко больше важен резонанс, нежели правовые последствия.

Между тем, оппозиция, как отметила Панфилова, тоже вполне может записать себе в актив проигранное бизнесмену дело, тем более что оно, по мнению эксперта, еще не закончилось. У оппозиции есть еще возможность подавать апелляции и обжаловать решение суда, так что поводов попасть в центр внимания и у Бориса Немцова и Владимира Милого будет еще предостаточно, считает Елена Панфилова. Остается только наблюдать, как будут развиваться события.