Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Посол США: «феминизм» в России - ругательное слово

© коллаж ИноСМИправа женщин в россии
права женщин в россии
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В то время как некоторые страны празднуют 8 марта Международный женский день, сайт CounterPunch представляет ранее не публиковавшуюся депешу из архивов WikiLeaks, подписанную действующим послом США в России Джоном Байерли и посвященную правам женщин в России. Несмотря на равноправие на словах и либеральные законы, женщинам в России приходится нелегко, пишет дипломат, а «феминизм» тут - ругательное слово.

В то время как некоторые страны празднуют 8 марта Международный женский день, сайт CounterPunch представляет ранее не публиковавшуюся депешу из архивов WikiLeaks, подписанную действующим послом США в России Джоном Байерли и посвященную правам женщин в России. Байерли – карьерный дипломат, занявший пост посла в 2008 году. До этого он дважды служил в посольстве США в Москве.

Депеша Байерли охарактеризована как «деликатная» и «не для публикации» и являет собой интересный экскурс в историю женского вопроса в России. Посол США пишет, что в советские времена у российских женщин и мужчин были равные права, и даже сегодня в России – самые либеральные законы в области гендерного равенства. Разница между зарплатами мужчин и женщин составляет около 15% по сравнению с 35% в США. В России нет судебных дел по поводу сексуальных домогательств: к женщинам, конечно, пристают, но они не жалуются. В депеше приводится анекдот со встречи посла с московскими студентами, в ходе которой молодая девушка спросила недоверчиво: «Это правда, что в американском офисе мужчина не может прикоснуться к женщине, а то она привлечет его к суду?» Она добавила, что, возможно, женщинам нравится такое внимание. И в самом деле, российские женщины борются за право не строить карьеру, и предпочитают сидеть дома.

Мы также узнали из этой депеши, что с момента провала советской социалистической модели, за которым последовала деиндустриализация общества, жизнь мужчин в стране резко ухудшилась: мужчины толпами совершают самоубийства, а их средняя продолжительность жизни - на 12 лет меньше, чем у женщин. С приходом капитализма многие женщины поверили в сказку про Золушку и мечтали выйти замуж за богача; сегодня лишь 5% продолжают лелеять такую надежду. Российские женщины хотят быть красивыми и вкладывают в это массу усилий, включая довольно провокационные наряды даже на работе. Посол также заметил, что «феминизм» в России – это ругательство и никто не готов признаться в подобных взглядах. 

А теперь, собственно, сама депеша.

Тема: Для российских женщин выживание важнее прав

1. Обобщение:

Несмотря на наличие либеральных законов и официальную политику государства по защите прав женщин, российские женщины регулярно сталкиваются в повседневной жизни с нарушением своих прав, включая бытовое насилие и сексуальные домогательства. В обществе продолжают господствовать вековые патриархальные традиции. Советская идеология на время и незначительно повысила правовой статус женщин, но последовавшие [за развалом СССР] экономические проблемы обострили социальные проблемы женщин. Алкоголизм и нищета, часто идущие рука об руку с бытовым насилием в семье, также привели к демографическому спаду среди мужчин. Недостаток мужчин рабочего возраста заставляет многих женщин зарабатывать на хлеб, одновременно играя роль главы семьи, и он также лишает женщин стимулов публично жаловаться на нарушения своих прав. Даже известные активистки движения в защиту прав женщин стараются держаться подальше от «феминизма», что ослабляет это движение. Эта депеша является первой в ряду материалов по вопросам прав женщин в России.

Законы хороши, но действительность совсем другая

2. Российская политика и законы в защиту прав женщин, написанные в 1990-х годах после развала Советского Союза, одни из наиболее либеральных в мире. Конституция РФ 1993 года, в своем разделе о правах женщин, точно следует «Биллю о правах женщин», который можно найти в Факультативном протоколе к Конвенции ООН по устранению всех форм дискриминации против женщин. В статье 19 российской Конституции заявлено, что мужчины и женщины обладают равными правами и возможностями. Эквивалент американского закона о справедливой оплате труда, недавно подписанного президентом Обамой, действует в России с первых лет правления большевиков.

3. Однако в действительности российские женщины регулярно сталкиваются в повседневной жизни с нарушением своих прав, дискриминацией и неравенством. Приюты и правозащитные организации сообщают о десятках тысяч случаев избиения женщин – включая примерно 12 тысяч ежегодных убийств – но подтвержденные случаи это лишь малая доля происходящего. Подобные избиения не ограничиваются бедными семьями: в исследовании 2007 года семей с высоким уровнем дохода, проведенном МГУ, 70% женщин сообщили, что подвергались насилию, в том числе, и во время беременности. В разговоре с нами, произошедшем 11 июня, профессор факультета журналистики МГУ Лариса Михайловна (так в тексте, на самом деле речь идет о Ларисе Михайловой - прим.перев.), приписала проблему укоренившемуся в русской культуре отношению, уходящему вглубь веков. Ссылаясь на средневекового монаха Домостроя (так в тексте – прим. перев.), писавшего, что муж должен использовать насилие, чтобы контролировать жену и показывать ей, что любит, Михайловна сказала, что подобные убеждения широко распространены и сегодня.

4. По информации НПО АННА, занимающегося защитой избиваемых женщин, мужчинам, совершающим акты домашнего насилия, не грозит в России судебное преследование. Закон не признает бытовое насилие отдельным преступлением, а национальный закон о борьбе с домашним насилием проходит в Государственной Думе уже почти пятидесятое чтение. Наталья Абубикирова, исполнительный директор Российской ассоциации кризисных центров, рассказала нам 15 июня, что женские приюты получают крайне незначительную правительственную поддержку; почти все они управляются НПО, чье финансирование ограничено. По всей стране есть лишь около 20 приютов (включая три в пригородах Москвы и ни одного в самой столице), в которых имеется 200 мест, и этого ужасающе недостаточно для помощи всем женщинам. Проблема домашнего насилия значительно хуже, чем может показаться из имеющихся данных, так как настрой в обществе не поощряет публичные жалобы женщин о происходящем с ними насилии.

5. Российские женщины редко публично жалуются на сексуальные домогательства, несмотря на их повсеместное распространение на местах работы. Хотя исследование 2007 года показало, что 100% принявших участие в опросе работающих женщин сообщили, что сталкивались на работе с сексуальными домогательствами, лишь три женщины в российской истории подавали жалобу на сексуальное домогательство в суд и все трое проиграли. Вера в то, что сексуальные домогательства приемлемы, широко распространена в России среди обоих полов. В объявлениях о найме на работу регулярно указывается возраст и пол соискателя на позицию, и директор Ассоциации журналисток Светлана Свистунова рассказала нам 15 июня, что «процесс приема на работу похож на конкурс красоты». После того, как посольство организовало встречу российских активисток и лидеров движения в защиту прав женщин с американской феминисткой, аспирантка Высшей школы экономики выразила скепсис по поводу целей американского движения за права женщин. «Неужели правда, - недоверчиво спросила она, - что в американском офисе мужчина не может прикоснуться к женщине, из страха быть вызванным в суд?» Она добавила, что, возможно, женщинам нравится такое внимание. (Примечание: Некоторые женщины возражают против сексуальных стереотипов, которым они должны соответствовать в России. В ходе разговора 20 мая лидер Гендерной фракции партии «Яблоко» Галина Михалева заметила, что «в других странах на работу в мини-юбках не приходят».) В этой атмосфере сексуальной эксплуатации, неудивительно, что, по данным статьи Reuters, опубликованной 4 мая, в Москве в десять раз больше проституток (100 тысяч), чем в Лондоне или Нью-Йорке.

6. Вопрос планирования семьи и репродуктивных прав, вызывающий большую озабоченность у западных феминисток, в России практически не обсуждается. Директор международного НПО «Проект Кешер» Светлана Якименко рассказала нам 21 мая, что организация Planned Parenthood International с трудом действует в России и сталкивается с противодействием своей работе как со стороны правительства, так и со стороны РПЦ. Она добавила, что распространение информации по поводу планирования семьи ужасающе неадекватно сложившейся ситуации, особенно за пределами крупных городов. Правительство России проводит официальную политику, поощряя женщин рожать как можно больше детей, чтобы справиться с демографическими проблемами страны, но многие женщины с неохотой идут на рождение детей, так как осознают вероятность того, что растить их придется в одиночку. (Примечание: обмудсмен по правам человека недавно опубликовал ежегодный отчет по ситуации с правами человека в России, в котором обсуждается ряд вопросов, но не говорится ничего о правах женщин, помимо замечания о том, что семьям нужно рожать больше детей.) По словам Михалевой, в России один из самых высоких процентов абортов в мире – на 100 родов здесь приходится около 200 абортов.

Ухудшающаяся с советских времен проблема

7. Советская идеология повысила статус женщин в обществе, заявив о том, что женщины должны вместе с мужчинами строить социалистическую утопию. Эксперт по правам женщин, работающая в Институте Североамериканских исследований Наталья Шведова (так в тексте, на самом деле речь идет о Надежде Шведовой, работающей в Институте США и Канады – прим. перев.) рассказала нам 10 июня, что советская пропаганда успешно влияла на отношение к женщинам в обществе. В Советском Союзе женщин часто ставили в пример, как вносящих свой вклад в укрепление страны; чтобы проиллюстрировать это утверждение, Свистунова упомянула пример женщины-скульптора, создавшей культовую статую «Рабочий и колхозница», символизировавшую коммунистические идеалы. В то же время женщины крайне редко занимали высокие должности в Политбюро или были директорами заводов и фабрик. С перестройкой в общество вернулись старые патриархальные традиции, в соответствии с которыми женщинам отводилась роль хранительниц очага. Шведова сказала, что перестройка «ожесточила» российское сообщество; вместо строительства социалистической утопии с момента развала СССР среднестатистический россиянин занят одним – соперничеством за ограниченные ресурсы.

8. Социальное давление, ставшее результатом экономических трудностей, проявившихся после развала СССР, заставило многих женщин сосредоточить свое внимание на выживании, а не на защите своих прав. Они часто должны либо поддерживать свою семью в одиночку в отсутствие мужчины либо терпеть насилие и оскорбления со стороны мужчины, с которым живут. Средняя продолжительность жизни российских мужчин – 61 год – одна из самых низких в мире, и на целых 12 лет меньше, чем у женщин. Значительная часть этой проблемы связана с алкоголем. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), потребление алкоголя на душу населения в России превышает приемлемый предел в четыре раза. Потребление алкоголя мужчинами, особенно в маленьких городах и деревнях, причиняет женщинам двойной вред: во-первых, оно часто усиливает напряженность и насилие в отношениях между мужчинами и женщинами, а, во-вторых, отсутствие работающих мужчин влияет на социально-экономическое благополучие женщин. И демографическая диспропорция, и 75% коэффициент разводов означают, что женщины повсеместно вынуждены заботиться о себе – и часто о своих детях – самостоятельно, и поэтому у них больше стимулов мириться с насилием в семье. Свистунова заявила, что экономическая основа гендерных отношений в постсоветскую эпоху привела к тому, что большинство женщин рассматривает мужчин в первую очередь как источник денег. Так как многие мужчины не способны выполнять эту роль, сказала она, это обостряет проблему алкоголизма и также привело к высокой доле самоубийств среди мужчин, что, в свою очередь, ухудшает демографическую проблему.

Угнетение зависит от точки зрения


8. Возможно, потому что многие женщины сосредоточены на прагматичной необходимости выживать в сложных условиях, наши собеседники говорят, что большинство российских женщин не считают, что их притесняют. Хотя женщин редко встретишь в коридорах власти или в руководстве крупных компаний (а также в среде якобы «мужских» профессий вроде управления поездами метро), мало кто говорит, что столкнулся с проблемами в получении хорошего образования и построении какой-то карьеры, даже если эта карьера не всегда соответствует их уровню образования. По информации Михайловны (так в тексте – прим. перев.), отслеживающей статистику по всей стране, неравенство зарплаты между мужчинами и женщинами – 15% - значительно ниже, чем в других странах. (Примечание: В США неравенство зарплат составляет 35%; согласно некоторым российским исследованиям, в России это неравенство тоже составляет больший процент.) Однако, хотя среди целей феминисток часто упоминается право строить карьеру, по иронии судьбы, многие российские женщины предпочли бы право не строить карьеру. И в частных разговорах, и в публичных обсуждениях на телевидении и радио мы постоянно слышали, как женщины выражают намерение встретить достаточно богатого мужчину (русского или иностранца), чтобы у них не было необходимости одновременно работать и растить семью. В соответствии с этими целями, в России повсеместно распространена реклама средств по уходу за собой; один такой плакат, рекламирующий крем, призывал потенциальных покупательниц не «побаловать себя» или не «доставить себе удовольствие», а «инвестировать в себя».

9. Свистунова проследила это отношение к советским временам, когда работать обязаны были все, кроме «жен больших шишек». Когда Горбачев призвал женщин уйти с работы и заботиться о детях, и предоставил им трехгодичный оплачиваемый отпуск по уходу за детьми (который с тех пор был сокращен до одного года), женщины восприняли это предложение с энтузиазмом. Свистунова добавила, что после перестройки, у российских женщин развилась «мания» по поводу красоты, и что в 1990-х годах «охота за иностранцами» была обычным делом. В следующее десятилетие, сказала она, внимание переключилось на «новых русских» магнатов. Хотя подобное отношение по-прежнему широко распространено, оно начинает идти на спад. То, что Свистунова язвительно назвала «дольче вита» (при поддержке богатого мужчины), доступно лишь пяти процентам женщин, и многие начинают понимать, что это просто «сказка». Более того, женщины все чаще считают подобные отношения неудовлетворительными, так как они превращают женщин в вещь, хранящуюся в золотой клетке. Среди всей этой мрачной статистики и отсталых идей ярким пятном являются разговоры Свистуновой с ее 20-летней дочерью и ее подругами, заявляющими, что стремятся стать независимыми и уверенными в себе, построить карьеру и добиться самореализации.

Правда ли, что «феминизм» - это ругательное слово?


10. Несмотря на эти ободряющие признаки, широко распространенные среди обоих полов идеи не согласуются с феминизмом, как его понимают на Западе, и большинство российских женщин продолжает избегать термина «феминизм». Михайловна заметила, что многие российские женщины поощряют в своих сыновьях и мужьях мужской шовинизм; это считается необходимым в беспокойной стране, которой исторически приходилось защищаться от вторжений. Она добавила, что многие считают феминизм синонимом ненависти к мужчинам. Она сказала, что, по ее мнению, феминизм означает самоуважение женщин без унижения мужчин, и процитировала американскую феминистку Ребекку Уэст (Rebecca West), заявившую в 1913 году: «Я не знаю, что такое феминизм, но каждый раз, когда я не хочу, чтобы об меня вытирали ноги, меня называют феминисткой». Однако она признала, что находится со своим мнением в меньшинстве. На самом деле, как пожаловалась Свистнуова, даже известные активистки, выступающие в защиту прав женщин, дистанцируются от феминизма. Она сказала, что российским активисткам необходимо «возродить» феминистское движение, но пожаловалась, что «мы не можем заинтересовать людей», которым кажется, что все это слишком «политизировано». Однако она предостерегла нас от впечатления, будто российские женщины покорны; по ее словам, в семейной жизни женщины отстаивают свои права и «командуют мужчинами».

11. Как на официальном, так и на общественном уровне осознание прав женщин остается в зачаточном состоянии. Шведова – бывшая стипендиатом Фулбрайта в Тринити-колледж в Вашингтоне в 2005 году – сказала, что движение за права женщин в России находится на той стадии, которую схожее американское движение прошло много десятилетий назад. В российских университетах гендерные исследования редко являются отдельным предметом, чаще всего они включены в программу изучения «социальных проблем». Даже если бы у российского правительства была организованная стратегия поощрения и защиты прав женщин в дополнение к уже имеющимся либеральным законам, ему пришлось бы действовать в неблагоприятных условиях, меняя традиционный уклад и взгляды общества. Пока же правительство мало, что делает, чтобы решить эту проблему, и Михайловна обвиняет правительство в поощрении патриархата через акцент на «материнском капитале», являющемся частью заявленной цели по укреплению России. В 2008 году, во время заседания Госдумы РФ по делам женщин, лидер националистической партии ЛДПР Владимир Жириновский разгневал многих женщин, заявив, что женщины должны сидеть дома и рожать детей, позволив мужчинам заботиться обо всем остальном.

Комментарий


12. Многие российские женщины стремятся к тем же правам, что и женщины в других странах, таким как защита от насилия в семье и право на равную зарплату за одинаковую работу. Однако, контекст, в котором они пытаются отстаивать эти права, значительно отличается от контекста на Западе. Из-за того, что они часто вынуждены выполнять и традиционную женскую, и традиционную мужскую роль, так как мужчин либо не найти, либо они недееспособны и/или жестоки, российские женщины больше сосредоточены на простом выживании, чем на организации российской версии Национальной организации для женщин. Пока в России не изменится демографическая ситуация, социальная динамика между полами в России и дальше будет мешать женщинам тратить время и энергию на публичные выступления в защиту своих прав, как это делают западные феминистки.