Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Познер – российский Ларри Кинг

© РИА Новости / Перейти в фотобанкТелеведущий Владимир Познер в программе "Времена"
Телеведущий Владимир Познер в программе Времена
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как оставаться независимым журналистом на телеканале, который находится под строжайшим контролем государства и уже давно погряз в самоцензуре?

Звезда «Первого канала» прикладывает все усилия для того, чтобы в стране задул свежий ветер свободы прессы. Однако этот рожденный во Франции дерзкий бродяга не может не считаться с действующей властью.

Как оставаться независимым журналистом на телеканале, который находится под строжайшим контролем государства и уже давно погряз в самоцензуре? Такая сложнейшая задача регулярно встает перед звездой «Первого канала» Владимиром Познером. Каждое воскресенье в 23 часа. Его программа называется просто «Познер», как некогда популярное в США «Шоу Ларри Кинга», за которого российский журналист вполне мог бы сойти, если бы в стране действительно существовала свобода прессы.     

Как бы то ни было, эта звезда российских голубых экранов пытается взять на себя роль одного из столпов демократии. Недавно он вежливо «подколол» Александра Ткачева, губернатора Краснодарского края, где через несколько лет должна состояться сочинская Олимпиада. Так, ему удалось выставить своего собеседника полным невеждой. Как раньше делал Бернар Пиво (Bernard Pivot) в конце «Апострофов», он сказал чиновнику, что хочет перейти к опроснику Марселя Пруста. «К несчастью, я не знаком с этим господином», - заявил Ткачев. «Если хотите, я вам его представлю», - безжалостно ответил Познер под непонимающим взглядом своего собеседника.* Идем дальше: «О чем вы больше всего сожалеете?» «Ни о чем», - ответил губернатор. «Каким талантом вам хотелось бы более всего обладать?» - продолжил журналист. Ответа не последовало. И так далее… По мнению самого Познера, этот эпизод выглядит скорее печальным, а не забавным. «Ткачев не только не слышал о Марселе Прусте, что в принципе еще можно ему простить, но даже не посчитал нужным подготовиться к моей программе», - разочарован журналист. Такое развязанное поведение прекрасно иллюстрирует, как ему кажется, презрение российской власти к СМИ. «Телевидение принадлежит правительству, но оно все равно не умеет им правильно пользоваться. Оно довольствуется тем, что мешает новости с пропагандой», - недоволен российский Ларри Кинг.

«Черный список»

Свой страстью к литературе Познер обязан матери-француженке. Его антиконформистский характер наоборот унаследован от отца, литовского еврея, который в свое время был ярым коммунистом и шпионом НКВД (предшественница КГБ). Мама работала на студии Paramount в Париже, папа – в Metro Goldwyn Mayer. Владимир Познер родился в 1934 году в XVI округе французской столицы. В 1941 году отец сбежал от режима Виши и позднее эмигрировал в США. Через два года Познер-старший возглавил русское отделение кинодепартамента американского военного министерства. На Лубянке этот двойной агент был известен под псевдонимом «Плато».    

Тем не менее, эта жизнь в тени продолжалась недолго. Во времена маккартизма семье Познеров вновь пришлось бежать. В послевоенной Франции принять ее отказались, и в 1948 году она нашла прибежище в Восточном Берлине. Там юный Владимир выучил русский язык. «Это был сложный период, я ненавидел немцев и хотел поехать в Советский Союз, я думал, что там царят свобода и справедливость, а бедных просто не существует», - говорит он. Семья переехала туда в 1952 году, за три месяца до смерти Сталина.  

В советской столице Владимир проявил интерес к нейробиологии, переводил на русский произведения английских поэтов, и в итоге устроился работать журналистом в новообразованное официальное агентство РИА «Новости» (в те годы оно носило название Агентство Печати «Новости», - прим. пер). «Я выполнял работу, за которую мне сегодня немного стыдно, но благодаря ей я смог понять свое призвание. У меня была возможность путешествовать и очень хорошая зарплата», - вспоминает он. События в Праге в 1968 году раскрыли глаза молодого журналиста, которому пришлось дожидаться перестройки, чтобы порвать свой партбилет. В 1991 году его критика горбачевского режима стоила ему места на государственном телевидении. В итоге он отправился в США, где получил работу на канале CNBC.

Тем не менее,  пять лет спустя его американское начальство оказалось недовольно тем, что он отдает предпочтение деятелям левых сил: Познер заявил о цензуре и вернулся обратно в Москву. «В 1991 году я научился побеждать страх. Сегодня я зарабатываю достаточно денег, у меня есть три паспорта (американский, французский и российский, - прим.ред.) и я пользуюсь большой свободой». Подобная независимость позволяет ему заходить дальше остальных коллег. Когда месяц назад на «Первом канале» «неожиданно» появился Владимир Путин, Познер попросил премьер-министра разрешение пригласить на канал деятелей оппозиции. «У нас с Путиным очень разная политическая философия: он думает, что страна еще не готова к независимому телевидению. Я же, как и президент Медведев, считаю, что нельзя научиться плавать, не войдя в воду», - отмечает телеведущий.   

Жизненный путь Познера вызывает зависть некоторых его собратьев. «Немного унизительно для нашей профессии видеть, как этот патриарх СМИ просит у премьер-министра разрешение пригласить лидеров оппозиции», - возмущается Алексей Венедиктов, главный редактор «Эхо Москвы», одной из редких в стране независимых радиостанций. В ответ на инициативу своей звезды руководство «Первого канала» составило свой «черный список» из семи человек, у которых, по-видимому, так и не получится оказаться в эфире. В частности в нем фигурирует оппозиционер и бывший премьер-министр Борис Немцов (на самом деле бывший вице-премьер, - прим. пер). Познер вынужден придерживаться этих указаний, в ожидании того дня, когда Владимир Путин, наконец, уйдет из власти.


* Речь идет о передаче от 6 февраля 2011 года. Диалог Познера и Ткачева, состоявшийся в рамках эфира, отличается от версии, представленной журналистом Figaro. Запись можно найти на сайте телеканала. Вот отрывок из беседы:

ПОЗНЕР: Значит, теперь Марсель Пруст.

ТКАЧЕВ: Что такое?

ПОЗНЕР: Вы не знаете, кто это такой?

А.ТКАЧЕВ: Нет, не знаю.

В.ПОЗНЕР: Был такой неплохой французский писатель.

А.ТКАЧЕВ: Да, хорошо. Дадите почитать?

ПОЗНЕР: С удовольствием. И когда-то задавали ему вопросы, и возник знаменитый список, или опросник Марселя Пруста. Он состоит из множества вопросов и он, Марсель Пруст просил, чтобы я некоторые задал вам.

ТКАЧЕВ: А он живой еще?

ПОЗНЕР: Нет, конечно. Но у меня есть связи. Значит так.