Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Агрессия на российских дорогах

Московская элита решила, что правила дорожного движения ей соблюдать не надо. Будет ли в России революция пешеходов?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом сезоне странных подковерных игрищ мигалка и то, что она символизирует, стали в России горячей предвыборной темой. Народ начал злиться из-за постоянных злоупотреблений этой незаслуженной привилегией. И государство бросает под колеса народного гнева некоторых своих незначительных пешек, дабы показать, что оно всем сердцем за интересы народа. Что, конечно, не совсем так.

Жарким солнечным воскресным днем Лена Миро (популярная писательница Елена Мироненко) ехала домой, счастливая и пресыщенная выставкой работ Гойи и голубцами из модного московского кафе. «Вдруг, откуда ни возьмись, мне под колеса кидается гнусная старуха с сумищей на колесиках. Чуть не сбила кеглю», - написала Миро в своем блоге. Дама была расстроена, но внезапно у нее возникла успокаивающая мысль: «Подумалось: в принципе, можно было и переехать падлу (мир бы от этого только выиграл), но обрекать себя на серьезный геморрой из-за старой пи*ды - как-то глупо».

А потом она начала думать. Какого черта? Почему эти люди вообще здесь, в ее городе? Почему бы не сделать въезд в центр Москвы платным, причем баксов за 200? «Тогда там будут ездить красивые люди на красивых машинах, а не колхозники на пердящих развалюхах и не офисные гондоны на убогих «Пассатах», - размышляла она. - И вообще: пусть офисные ездят в свои кунсткамеры на метро, а еще лучше – отъедут подальше. Куда-нибудь на Колыму [далекая местность, где находились печально известные лагеря ГУЛАГа]. Пусть золото моют. Так хоть какая-то польза будет от их бессмысленного существования».

Безусловно, здравые мысли для города, печально известного своими пробками на дорогах. Миро, являющаяся членом «Единой России», не единственная знаменитость, играющая свою роль в партийном театре, который ведет свой аристократический внутренний монолог. Столкнувшись с растущим общественным недовольством из-за своего поведения на дорогах, оскароносный российский режиссер Никита Михалков рассказал старую дореволюционную шутку: «Крестьянин таил и таил злобу на своего хозяина. А хозяин ни черта об этом не знал». В прошлом месяце, когда Михалкова, наконец, лишили мигалки (это синий автомобильный проблесковый сигнал с сиреной для особо важных персон, который, оказывается, дает водителю право нарушать все правила дорожного движения), его публичная обида в связи с понесенной утратой не знала границ. И нетрудно понять, почему. Когда вспыхивает синим цветом мигалка, водитель может ехать по дорогам как «скорая помощь», и все должны перед ним расступаться. (Хотя некоторые ВИПы не утруждают себя и этим предупредительным сигналом.)

В этом сезоне странных подковерных игрищ мигалка и то, что она символизирует, стали в России горячей предвыборной темой. Народ - или быдло, как называет его элита, и как сам плебс называет не-элиту – начал злиться из-за постоянных злоупотреблений этой незаслуженной привилегией. И государство бросает под колеса народного гнева некоторых своих незначительных пешек, дабы показать, что оно всем сердцем за интересы народа. Что, конечно, не совсем так.

В принципе, да и по закону тоже, мигалки можно давать только самым важным руководителям, которым действительно надо ездить на очень важные встречи и совещания, имеющие судьбоносное значение для будущего России. Так, у Барака Обамы есть вертолет, которому не страшны ни светофоры, ни пробки на улицах. У Дмитрия Медведева есть синяя мигалка. А как насчет премьер-министра Владимира Путина? И у него мигалка тоже есть. И у министра финансов, и у министра обороны, и у других членов кабинета. И у патриарха Русской православной церкви.

Но после этого определение «важный руководитель» становится весьма расплывчатым, и мигалки получают 970 человек. Официально. Но на дорогах таких «спецсигналов» почти в два раза больше. Кому их дают? Некоторым советникам президента, некоторым крупным бизнесменам со связями. Кому еще? Заместителю руководителя Федеральной таможенной службы, который недавно включил сирену утром в выходной день, потому что спешил в химчистку. Кинорежиссеру Михалкову, якобы из-за того, что он является  главой Общественного совета Министерства обороны. (Когда ему позвонил журналист и спросил, зачем кинорежиссеру мигалка, Михалков ответил ему такой яркой, такой нецензурной тирадой, что она сразу и прочно возвела его на пьедестал ведущего артистического светила России.) Еще более странным кажется поступок той женщины, которая позвонила в январе на московскую радиостанцию и пожаловалась, что никто не обращает внимания на ее мигалку.

Ведущий: «Татьяна, скажите нам, где вы работаете?»

Татьяна: «Я не работаю».

Ведущий: «Тогда как вы получили спецсигнал?»

Татьяна: «Ну, это моя машина, и там установлена сирена, и я просто хотела сказать, что люди, требующие хорошего обращения…»

Ведущий: «Татьяна, Татьяна, одну секунду. На каком основании у вас спецсигнал?»

Татьяна: «Почему это я должна вам говорить, откуда я достала спецсигнал!»

Плебс, пожаловалась Татьяна, ведет себя безобразно. Он не соблюдает закон, а закон устанавливает четкие разграничения между ним и людьми, подобными Татьяне, у которых есть водители и машины с мигалками, которые живут в обнесенных высокими заборами поселках, где пьют нектар и где есть только один закон – тот, что отделяет их от быдла с улицы.

Быдло со своими камерами на мобильных телефонах начало огрызаться и бороться. Так мы узнали, что второй человек на таможне ездит с мигалкой в химчистку. Так мы узнали, что водитель министра по чрезвычайным ситуациям Сергея Шойгу спросил через мегафон другого водителя, не уступавшего ему дорогу, не хочет ли тот получить «пулю в голову, идиот».

Автомобили имеют символическое значение – это важный знак в обществе, которое одержимо мыслями о статусе и престиже, и знак этот может существенно повысить этот статус. Но оказалось, что этот вопрос стал одним из немногих, способных наэлектризовать и организовать известных своей аполитичностью россиян. Самые крупные протесты последнего десятилетия в России происходили – вы уже догадались – из-за автомашин. По этой причине движение «синих ведерок» (это группа людей, вооруженных камерами сотовых телефонов, имеющих свой блог, на котором они размещают информацию о нарушениях, а также прицепивших на крыши своих машин синие ведерки, напоминающие мигалки) в последние два года вызывает такую мощную озабоченность в Кремле. Люди, с которыми я беседовала в Москве, говорят, что все зашло слишком далеко и надо что-то с этим делать.

Но это Россия, и здесь речь идет не об изменениях в существующем положении вещей, не об отмене приятных и «незаконно законных» привилегий элиты. Нет, речь идет об изменении представлений об этом положении вещей. В прошлом году законодатели, о которых никто не слышал, «занялись вопросом» мигалок и презрения важных шишек к правилам дорожного движения в целом. Сначала они занялись этим в апреле прошлого года (никакого эффекта), затем в феврале (никакого эффекта), затем еще раз в мае (никакого эффекта). А в остальном почти ничего не изменилось. Спустя буквально месяц после второй законодательной инициативы кто-то разместил в интернете видеозапись трех машин «скорой помощи» с включенными сиренами, которые ждали проезда по Кутузовскому проспекту кортежа особо важных персон. Это главная транспортная артерия, ведущая из Кремля в элитный пригород столицы.

Единственным явным успехом стало ритуальное наказание Миро, которую исключили из партии, и Михалкова. После публичных хныканий по поводу утраченной мигалки режиссера сняли на камеру активисты «синих ведерок» - когда он превышал скорость и выезжал на встречную полосу в центре Москвы на Садовом кольце – без мигалки. Сначала он сказал, что опаздывает на запись, и что записавшим его выкрутасы «хамам» и «болванам с камерами» этого не понять. Затем он дал задний ход и начал говорить, что это была не его машина, и что он никого и никогда хамом не называл.

Редко в России проходит день без очередной аварии с участием «ВИП-автомобилей». Когда я писала эту статью, произошла новая история. Ночью в пятницу депутат городской думы города Ростова-на-Дону Дмитрий Островенко протаранил несколько машин на своей Porsche Сayenne. Одну из машин, крохотную «Жигули», он протащил 60 метров. 23-летнего водителя (который скончался на месте) пришлось вырезать из искореженного кузова машины. «Островенко был пьян, едва держался на ногах, и попытался прямо на месте откупиться от полицейских», - написал в своем блоге очевидец аварии. Собравшаяся толпа едва не разорвала депутата на куски.

Такая реакция не нова. Но ведь и ситуация такая не нова тоже. В 1920-е годы автомобили в России были редкостью и являлись знаком престижа. Если до революции машину с шофером могли себе позволить только состоятельные люди, то при диктатуре пролетариата лишь партийным деятелям позволялась эта роскошь, создававшая столь открытую дисгармонию с буквой закона. Но Россия в то время была еще сельской, аграрной страной, и крестьянам не нравилось, как эти элитные автомобили, проезжая мимо, поднимают пыль и распугивают их домашних животных. Машины заезжали и на поля, уничтожая крестьянские посевы, что также не способствовало укреплению их авторитета. И люди тогда тоже давали отпор. Они бросали в машины камни, натягивали поперек дорог проволоку, чтобы в ней запутались колеса. Один водитель погиб, когда разозленный деревенский житель бросил ему на ветровое стекло сову.

Однако функционеры и знаменитости, имевшие привилегии в виде автомобиля, все равно проявляли знакомую нам неосторожность, пользуясь при этом безнаказанностью. Как написал Льюис Сигельбаум (Lewis Siegelbaum) в своей книге «Машины для товарищей. Биография советского автомобиля», жарким летним днем 1929 года Лиля Брик ехала по Москве в своем авто, которое подарил ей ее возлюбленный, поэт Владимир Маяковский. В этот момент прямо перед ней на дорогу выскочила молодая девушка. То же самое 82 года спустя испытала Лена Миро. «Она замерла, как будто приросшая к земле, а затем начала метаться как курица, - вспоминала позднее Брик. – Но я слегка сбила ее с ног». Брик судили – и оправдали.