Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Все началось с устного указания начальника петербургского метро Владимира Гарюгина, которое было передано всем сотрудникам 15 июня: «Больше никаких инвалидов на эскалаторах!» В результате всех инвалидов северной столицы - 800 000 человек - просят входить и выходить на станции Парнас, которая оборудована единственным в городе подъемником.

16 июня 21-летняя студентка Евгения Гурова из Санкт-Петербурга отправляется на станцию метро «Пушкинская». Как только она заходит внутрь двое сотрудниц метрополитена загораживают ей проход на платформу. В чем дело? Женя - инвалид и поэтому вынуждена пользоваться креслом. Спускаться на эскалаторе для нее очень опасно, она может сломать себе шею...

Девушка протестует. Она всегда так делала, и никто ей ничего не говорил. Неблагодарная! Метрополитен беспокоится о ее безопасности, так чем она еще недовольна? Ей предлагают сесть на автобус или пойти на другую станцию метро, где нет эскалаторов (7 из 64 в Санкт-Петербурге). Сначала Евгения думает, что просто нарвалась на чересчур рьяных работниц, этих Горгон в форме, которые одним своим окриком способны наставить нерадивых пассажиров на путь истинный. Она отказывается и вызывает такси.

Несколько дней спустя подобная сцена повторяется снова. Каждый раз, как она пробует спуститься на какую-либо станцию метро бывшей имперской столицы, то слышит в ответ грубое «нет». Евгения напрасно пытается что-то доказывать, цитировать Конституцию 1993 года и уговаривать охранников. Ничего не помогает. Один сотрудник объясняет ей, что если бы все зависело только от него, он бы ее пропустил, но опасается висящей над их головами камеры. Если его поймают, то лишат месячной премии. «Приказ есть приказ», - говорит он.

Евгений Баин из Санкт-Петербурга тоже рассказывает, что 18 июня его не пустили на станцию метро, когда он спускался туда с сидящей в инвалидном кресле женой Натальей. «Нам сказали, что вход на эскалаторы для нас теперь закрыт по распоряжению руководства. Скоро, наверное, нам нельзя будет появиться на улице, раз она не обустроена подходящим образом», - пишет он в своем блоге.

Все началось с устного указания начальника петербургского метро Владимира Гарюгина, которое было передано всем сотрудникам 15 июня: «Больше никаких инвалидов на эскалаторах!» Гарюгин, как вы понимаете, опасается падения инвалидного кресла на эскалаторе, что чревато серьезными последствиями... В результате всех инвалидов северной столицы (800 000 человек) просят входить и выходить на станции Парнас, которая оборудована единственным в городе подъемником.

Эта история о «нежелательных элементах» в метро очень быстро наделала шума в блогах и СМИ. Известный петербургский правозащитник Алексей Козырев лично занялся этим вопросом. Он призвал установить подъемники и поручни на всех станциях метрополитена. Поручни еще куда ни шло, но поставить подъемники «невозможно, как по техническим, так и финансовым причинам», ответили в руководстве метро.

Рассчитывать на немедленное переоборудование станцией, разумеется, не приходится, и инвалидам остается только запастись терпением. Тем временем они все еще могут ездить на автобусах и трамваях, хотя ни те, ни другие для этого не приспособлены. Остается лишь оплачиваемое соцслужбой такси, но с учетом того, что в месяц им позволено сделать не более четырех поездок, перемещаться по городу им становится крайне затруднительно. Остаться без доступа в метро для студентки Евгении - настоящая катастрофа, особенно во время сессии.

Но как сделать города более приспособленными для инвалидов? За последние несколько лет (в первую очередь московские) власти сделали несколько шагов в этом направлении, оборудовав подземные переходы и ряд станций метро. Тем не менее, ездить по городу в инвалидном кресле по-прежнему довольно проблематично.

«В Москве на улице практически невозможно увидеть людей в инвалидном кресле. У них другого выбора, кроме как сидеть дома, потому что снаружи для них ничего не приспособлено, это кошмар», - объясняет заместитель главного редактора еженедельного издания «Большой город» Екатерина Кронгауз. Летом 2009 года она и ее друзья провели акцию на инвалидных креслах на Кутузовском проспекте, который давно подмяли под себя правительственные кортежи и жители престижного района Рублевка. Они требовали, чтобы «город был доступен для всех».

Это собрание получило лишь небольшой отклик в СМИ. Екатерину приняли в мэрии, но дальше дело не пошло. В то же время, когда активисты решили повторить его летом 2010 года, на Кутузовском проспекте их уже ждали члены созданного прокремлевской партией «Единая Россия» движения «Молодая гвардия». «Они хотели отвлечь на себя внимание и расхаживали перед камерами», - рассказывает Екатерина. Тем не менее, ее сторонники не лишились боевого духа и планируют провести следующую акцию в августе. «Очень важно привлечь внимание общественности к этой проблеме, изменить отношение людей», - считает она.

Между инвалидами и транспортниками сложились довольно непростые отношения. Так, 30 июня 2008 года Наталью Присецкую сняли с рейса Москва-Владикавказ из-за того, что с ней не было сопровождающего, хотя ее инвалидное кресло было оборудовано электромотором. Она подала иск в суд, который признал правоту ее жалобы.

Тем не менее, в Российской Федерации все же есть один единственный город, где все предусмотрено для инвалидов. Речь идет о расположенной на берегу Каспийского моря Махачкале, столице республики Дагестан. Объяснение такой ситуации предельно просто: мэр города Саид Амиров сам сидит в инвалидном кресле. Этот маленький приветливый человек (как полагается, член партии «Единая Россия») пережил в прошлом 15 покушений. После последнего из них, 14 лет назад, он потерял возможность ходить. С тех пор он делает все для инвалидов.