Это не удалось ни защитникам прав человека, ни тем, кто хочет спасти от сноса старые особняки в центре или остановить строительство автострад на месте вековых лесов. Однако возможно, нарушить невозмутимость премьер–министра Владимира Путина удастся менее благородной, но гораздо более решительной категории граждан, которые угрожают настоящей манифестацией на площадях, парализующей движение в Москве, а именно  таксистам без лицензий, которыми движет необходимость бороться за выживание и которые чувствуют благосклонное отношение и поддержку населения. Подобное было бы невозможно во многих других странах мира. Осужденные на вымирание, по крайней мере, теоретически приказом мэра, который предполагает с первого сентября ввести, наконец, жесткую систему контроля и лицензий, около пятидесяти тысяч незарегистрированных таксистов Моквы, сильных сознанием своей многочисленности и пользующихся симпатиями населения, подавляющее большинство которого на их стороне, угрожают проведением неразрешенных властями демонстраций и блокировкой улиц столицы.


Дело в том, что Москва, один из самых больших и населенных городов планеты вот уже двадцать лет не имеет настоящей сети такси. После распада коммунистической системы в 1991 году и роспуска государственного предприятия по обслуживанию такси, которое перевозило население за небольшие деньги на своих “Волгах” канареечно–желтого цвета, все было отдано на волю случая и импровизации при полном отсутствии правил. В стране, где прежде на все были свои жесткие и негибкие правила, свобода по принципу “все покупается” имеет свое неотразимое очарование.

Уже давно москвичи и обескураженные туристы знают, что для того чтобы куда–нибудь добраться, не нужно идти на стоянки такси или звонить по телефону. Достаточно стать на край тротуара и поднять руку, как это делают те, кто путешествует автостопом.

Не пройдет и нескольких минут, как остановится какая–нибудь машина, и водитель на ходу  догорится с пассажиром о цене за доставку по нужному адресу. Цены невелики, практически любой может себе позволить заплатить за проезд. Даже если вы не умеете торговаться, вас все равно подвезут за десятки километров за небольшое количество евро. За это вы должны смириться с поездкой в “Жигулях” или “Ладе” семидесятых годов, вытерпеть тряску из–за старых амортизаторов, никогда не подвергавшихся замене, и зачастую прослушать кавказскую музыку на полную мощность из авторадио. Большинство таких таксистов, иммигрировавших из бывших советских социалистических републик Средней Азии, имеет узбекское или таджикское происхождение.

Они работают день и ночь без отдыха. Машина переходит из рук в руки в кругу друзей и родственников. Им приходится сталкиваться с рэкетом, который с годами делается все более тяжелым и с которым никто не борется. Пополняют ряды армии “левых” таксистов безработные москвичи или просто те, кто хочет немного подзаработать.

В конце концов, это не трудно. Клиентов много. Это все равно что подвезти кого–то. На эти деньги можно поужинать, а если повезет, то и побольше заработать. За исключением проезжих иностранцев, которым это не очень нравится, все остальные очень довольны еще и потому, что до сих пор всегда соблюдался своего рода кодекс чести: никакого насилия, никакого обмана, почти никаких неприятных шуточек с клиентами. Даже глубокой ночью, на самой глухой окраине использование таких такси совершенно безопасно.

Вот почему идея мэра ввести в этой области международные стандарты не нравится никому. Согласно плану, который кажется абсолютно законным, мэрия Москвы претендует, чтобы машины водителей такси прошли технический осмотр, имели запломбированный таксометр, легко подвергающийся контролю, а сами таксисты имели бы права, действующие на территории России. Но все эти условия оставили бы вне игры теперешних московских таксистов, а главное сильно подняли бы тарифы. Революция затронула бы и редкие официальные компании, которые в настоящее время владеют примерно десятью тысячами автомашин и обслуживают гостиницы и аэропорты. У них уже есть соответствующие знаки и даже таксометры, но они противятся “сумасшедшему требованию” муниципалитета об обязательной выдаче квитанций и проведению ежедневнего медицинского контроля на содержание алкоголя. Следовательно,  бунт носится в воздухе, а протест может начаться в любую минуту. Активисты профсоюза таксистов, также незаконного, уже написали письмо Путину, предупредив его, что повышение цен может возмутить людей, уже и так пострадавших от кризиса. Премьер молчит, так как сейчас полным ходом идет нелегкая предвыборная кампания, а он прислушивается к настроению людей. Кажется, что изучаются возможности сохранить ситуацию. Модернизация страны, по крайней мере, в той части, которая касается обслуживания такси, может подождать.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.