Для этого потребовались шесть лет работы тысяч человек, но через несколько дней новое открытие Большого театра, наконец, состоится. Ветхие ткани распустили по ниточке и соткали снова, едва заметные прожилки на листьях гипсовых гирлянд были снова позолочены, элементы мраморной венецианской мозаики были найдены и восстановлены.

Как по мановению дирижерской палочки, каждый мазок кисти, удар молотка, стежок иглы соединились вместе, поражая чувства зрителя волной густо-алого бархата и мерцающего золота. Большой театр всегда можно было назвать прекрасным. Сейчас к этому нужно добавить превосходную степень.

 

Читать еще: Большой театр: история, политика и реставрация

 

 «Взгляните на эту хрустальную люстру, - говорит, ведя нас по театру, Михаил Сидоров и указывает на феерическую конструкцию из хрусталя и света в 21 фут в поперечнике. – Она большая как туннель в метро. На ней 15 000 хрустальных подвесок».

На одну из люстр пошло 400 граммов золота. Вторую восстанавливали и полировали пять лет – подвеску за подвеской. Художник по имени Евгений Васильев специально выучил французский, чтобы разобраться с устройством люстр в Белом фойе наверху. Затем он сам сделал специальные инструменты. Хрустальные элементы должны были преломлять свет точно так же, как оригиналы. В этой работе ни одно усилие не было чрезмерным, ни одна деталь слишком мелкой.

«Люди, которые работали над этим, - сумасшедшие (разумеется, в хорошем смысле), - считает Сидоров, официальный представитель руководящей реконструкцией строительной компании «Сумма Капитал». – Это удивительные люди».

Стены на первом этаже по-прежнему пахнут свежей розово-бежевой краской. Когда Сидоров водит посетителей по театру, они надевают голубые полиэтиленовые бахилы. Полы должны остаться нетронутыми до концерта 28 октября, на который можно будет попасть только по приглашению от президента Дмитрия Медведева.

 

Читать еще: Медведев похвалил реконструкцию Большого театра

 

История Большого театра сама по себе отличается оперными масштабами. Его балетная и оперная труппы – самые знаменитые в городе, но при этом он еще иногда используется для торжественных мероприятий и концертов. Театр был основан в 1776 году и переехал на нынешнее место прямо напротив Кремля в 1780 году. В 1805 году его здание сгорело, в 1853 году - серьезно пострадало от пожара. Во время Второй мировой войны оно пережило попадание бомбы.

Когда в 2005 году здание было закрыто на реконструкцию, предполагалось, что работы займут три года. Однако оказалось, что у театра рассыпается фундамент. «Для меня осознать, что эта громада проседает на фундаменте – было самым пугающим моментом, - говорит генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов. – Над историческим зданием нависла серьезная угроза».

В 2009 году аудиторы заявили о том, что подрядчики впустую растратили миллионы долларов, и контроль над работой был отдан Группе «Сумма» - крупной инвестиционной фирме, которой среди прочего принадлежат компании, занимающиеся инжинирингом и строительством. Стоимость реконструкции достигла 660 миллионов долларов, в 16 раз превысив исходную оценку. По последним данным он близко подошла к 800 миллионам.

 

Читать еще: Секс, политика и интриги в Большом театре

 

Над реконструкцией театра работали больше 3000 художников, инженеров и рабочих. Два года назад, когда фундамент был укреплен, начались работы над интерьером, которые до сих пор продолжаются в 24-часовом режиме, рассказывает Сидоров.

Отдельную проблему представляла собой акустика. В советские времена древесину вяза в оркестровой яме заменили бетоном, испортив звук. Там, где было нужно использовать папье-маше, использовали гипс. «Нам на это потребовалось несколько лет, - объясняет Сидоров. – Взгляните на эти панели - они резонируют. Нам пришлось проверить каждую из них - а ведь их больше тысячи».

Кресла в партере, предназначенные для закаленных тел советских зрителей, обиты красным бархатом и расширены с расчетом на более дородных современных театралов. В театре теперь предусмотрены не только специальные места для инвалидов, но и – что редкость в России - туалеты для инвалидов.

Сцена, ставшая подвижной, может быть приспособлена как для балета, так и для оперы. Благодаря специальному покрытию танцоры теперь будут мягче приземляться.

 

Читать еще: Большой театр после реставрации будет придерживаться классики

 

Зал на втором этаже, иногда использовавшийся для репетиций, в советское время был выкрашен белой краской и использовался для мероприятий Коммунистической партии. Сейчас художники восстановили в нем исходный изящный декор в стиле тромплей. В Императорском фойе были восстановлены панно из шерсти и шелка, пострадавшие в 1974 году при неудачной попытке химической чистки. Другие драпировки были воссозданы.

Театр получил обширные репетиционные помещения, а у артистов теперь будет больше одного душа и туалета на этаж. «Они очень этому рады», - утверждает Иксанов.

В главном зале два атланта поддерживают царскую ложу, вновь увенчанную двуглавым орлом вместо серпа и молота. Атланты – подпоясанные золотом статуи двух полуобнаженных бородачей - склоняют головы под уже 150 лет лежащим на их плечах грузом. Тремя ярусами выше два ребенка несут более легкую ношу. Они глядят на сцену, как будто ждут, что занавес скоро поднимется, и начнется новый акт долгой истории Большого театра.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.