Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ключ на старт

После серии неудач Роскосмос борется за имидж

© РИА Новости Олег Урусов / Перейти в фотобанкСостоялся запуск космического корабля "Союз ТМА-М" с российско- американским экипажем на борту
Состоялся запуск космического корабля Союз ТМА-М с российско- американским экипажем на борту
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Здесь важен каждый миллиметр. За несколько дней до старта на Байконуре сотрудники Роскосмоса крепят к верхней части космического корабля «Союз» трехметровый стержень - двигательную установку системы аварийного спасения (САС). Все фиксируется в журнале: кто, когда и какую гайку закрутил.

Российская космическая техника считаются особенно надежной, однако ее репутацию омрачила серия неудачных пусков. Многое зависит от того, каким будет намеченный на 14 ноября старт очередного «Союза».
 
Здесь важен каждый миллиметр. За несколько дней до старта на Байконуре сотрудники Роскосмоса крепят к верхней части космического корабля «Союз» трехметровый стержень - двигательную установку системы аварийного спасения (САС). Все фиксируется в журнале: кто, когда и какую гайку закрутил. «Эта юстировка - очень ответственный момент», - говорит Сергей Труничев, который наблюдает за работой в монтажно-испытательном корпусе. САС считается самым важным компонентом любого корабля «Союз». «Не дай бог что-то произойдет, это последняя возможность для космонавтов спастись», - говорит Труничев, который работает на Байконуре более 30 лет.

Когда в понедельник утром, 14-го ноября, с космодрома в казахстанской степи в небо снова поднимется ракета, за стартом будут следить с особенным напряжением. Двое россиян и американец летят к международной космической станции с опозданием в несколько недель. Причиной стал инцидент в конце августа, когда ракета-носитель «Союз» не смогла доставить к МКС грузовой корабль «Прогресс». Похожая ракета «Союз» выводит на орбиту и пилотируемые корабли. 

Пять неудачных пусков за год

Инцидент был не первым и не последним. Всего лишь несколько дней назад, в ночь на 9 ноября, возникла проблема с космическим зондом «Фобос-Грунт», который должен был отправиться к спутнику Марса. Автоматическая станция не совершила запланированный маневр, связь с ней утеряна и теперь ожидается падение аппарата на Землю. Это уже пятый неудачный запуск в космос за неполный год. В большинстве случаев аварии приводили к потере дорогостоящих спутников.

Читайте также: Российский зонд не смог отправиться к марсианской луне

Но дело не только в деньгах. На кону - будущее российской космонавтики, а с ней - и международной космической станции. После того, как США летом этого года прекратили эксплуатацию своих шаттлов, доставку грузов и экипажей на МКС взяла на себя Россия. Еще один инцидент может поставить под вопрос дальнейшее использование орбитальной  станции, на создание которой было потрачено 100 миллиардов евро. 

Безопасность превыше всего

На самом деле космическая отрасль России собиралась через 50 лет после полета в космос Юрия Гагарина праздновать свои успехи. Они действительно есть. В конце октября с космодрома Куру во Французской Гвиане впервые российская ракета-носитель «Союз» вывела на орбиту два европейских навигационных спутника. Проблем с пуском не было. 

Но не прекращающаяся полоса неудач угрожает затмить подобные успехи. Многие задаются вопросом, что случилось с российской космической техникой, которая считается особенно надежной?

Безопасность всегда была для российских ракет и кораблей приоритетом, говорит Юрий Мухин, публицист и автор московского журнала «Новости космонавтики». Мухин говорит, что летающие с середины 1960-х годов «Союзы» по праву считаются самыми безопасными в мире. Было более тысячи стартов, а число неудач не превышает одного процента.

Ни одной жертвы с 1971 года

Основное внимание всегда уделялось безопасности экипажа, говорит Мухин. Россияне занимаются пилотируемой космонавтикой уже полстолетия. За это время было две катастрофы с человеческими жертвами. В 1967 году погиб Владимир Комаров, когда не раскрылся парашют и его корабль «Союз-1» на большой скорости рухнул на Землю. Четыре года спустя, летом 1971, произошла самая крупная катастрофа в истории российской космонавтики. Из-за разгерметизации спускаемого аппарата во время посадки погибли все три члена экипажа «Союза-11». 

Читайте также: Какое будущее ждет космических исследователей?

С тех пор вот уже сорок лет инцидентов с человеческими жертвами в российской космонавтике не было. Последняя крупная катастрофа произошла почти 30 лет назад. 26 сентября 1983 года на стартовом комплексе Байконура взорвалась ракета. Сергей Труничев был очевидцем аварии и находился в 100 метрах от огненного пекла. «Был прорыв трубопровода с перекисью, а эта штука очень агрессивная. При соприкосновении с органикой она вспыхивает», - говорит Труничев. Система аварийного спасения тогда спасла жизнь двум советским космонавтам. «За несколько секунд до взрыва по радиоканалу была дана команда, и САС вытащил космический аппарат вверх и в сторону», - вспоминает очевидец. Корабль с экипажем приземлился в нескольких километрах от полыхающего старта. Жертв не было.

Сложная техника имеет право отказывать


Нынешняя серия неудач стоила кресла руководителю Роскосмоса Анатолию Перминову. В своей прощальной речи весной он признал, что Россия уступает США в космической сфере. По его словам, Вашингтон тратит на космос намного больше, чем Москва. Сменивший Перминова Владимир Поповкин теперь тоже попал под огонь критики. Его обвиняют в том, что он дал команду формировать запуск станции «Фобос-Грунт», хотя техника еще не была достаточно подготовлена. Несмотря на неудачи, российские ракеты остаются надежными, считает эксперт Мухин: «Эта техника очень сложная, она имеет право отказывать».