Рим-Москва — Российские экологи бьют тревогу: «Чернобыль на колесах». Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» собирается отправить огромный груз радиоактивных отходов Ленинградской атомной электростанции,  расположенной в окрестностях Петербурга, в Сибирь, в Красноярский край. Поезд с 80 тоннами отработанного радиоактивного топлива того же типа, что использовалось на Чернобыльской АЭС, на днях должен быть отправлен по сведениям Владимира Сливяка, сопредседателя группы «Экозащита», который пытается предупредить население Железногорска, куда направляется груз, а также жителей городов, расположенных на возможном пути следования радиоактивного состава.

Этот особый поезд, и неизвестны, ни дата его отправления, ни конкретный путь следования. Он считается первым из примерно 300 подобных составов, согласно различным слухам. В соответствии с планами правительства к 2025 году в Сибири будет размещено 22 тысячи тонн отработанного топлива, что означает отправку радиоактивного груза примерно каждые два месяца по расчетам российских экологов, которые уже окрестили регион «атомным туалетом страны». «Эти перевозки представляют угрозу для более 15 российских городов, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Пенза, Самара, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, Новосибирск и другие», - объясняется на сайте Civitas.ru, который пытается организовать обсуждение на уровне гражданского общества.

Читайте также: Новая директива Евросоюза по поводу радиоактивных отходов

Железнодорожный маршрут «Чернобыля на колесах» (выражение принадлежит Сливяку) засекречен, но нетрудно предположить, что он пройдет мимо этих центров, наиболее надежных в смысле безопасности. Для этих городов риск временный, но над Красноярским краем нависает практически вечная угроза, как утверждают экологи, пытающиеся разбудить общественное мнение его жителей. С другой стороны, обитатели Железногорска привыкли жить по соседству с атомным производством: в советскую эпоху это был один из секретных городков, он назывался Красноярск-26, и все в нем крутилось вокруг трех реакторов по производству плутония для атомных электростанций социалистической супердержавы.



Красноярск-26 впервые появился на картах в 1992 году, когда Москва признала существование секретных городов. Сегодня он называется Железногорск, и в декабре Росатом заявил, что он завершил строительство нового сухого хранилища для радиоактивных отходов, считающегося более безопасным, чем «мокрое» хранение отработанного ядерного топлива. «Станет возможным надежное хранение в постоянных местах вплоть до переработки»,- объяснил пресс-секретарь госкорпорации по атомной энергии. Россия перерабатывает примерно 16% отработанного ядерного топлива, а его перевозка из одного места в другое — это обычное дело.

Тем не менее, в основном отходы реакторов РБМК-1000 (этот тип реактора стал печально известен после взрыва на Чернобыльской АЭС, но они все еще действуют на других АЭС России) утилизуется в окрестностях той же АЭС. «Перевозка радиоактивных материалов — это рутинное дело», - комментирует Владимир Чупров, глава «Гринпис России», - но в этом году готовятся к отправке 96 поездов, что решительно превышает всякие нормы».

Еще по теме: Радиоактивная свалка в Мурманске


Группа «Greenworld» Петербурга принимает меры для мобилизации населения. «В других странах, когда делаются попытки создать хранилища, вспыхивают протесты и дебаты, поэтому в Германии, США, Японии и других странах все еще не знают, какова будет судьба отработанного ядерного топлива их атомных электростанций», - подчеркивает Сливяк. У него есть подозрение, что в перспективе Красноярский край может стать  местом хранения западных радиоактивных отходов. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.