В 2011 году русские объявили о планах совершенно астрономических военных расходов в объеме более 650 миллиардов долларов. Бывший министр финансов Алексей Кудрин был вынужден со временем уйти в отставку - в значительной мере, из-за своих возражений против такого колоссального увеличения ассигнований на оборону, немалая часть которых будет просто разбазарена в силу прямо-таки легендарной неэффективности российской военной промышленности. * Если возражения Кудрина против столь мощных трат на нужды обороны были связаны в основном с его навязчивой идеей по поводу дефицитов и долгов (чем он похож на немцев, хотя благодаря этой его одержимости у России сегодня более прочный финансовый фундамент, чем у любого другого государства в мире), то другие говорили, что эти деньги лучше потратить на здравоохранение, образование и социальный сектор, ибо, хотя Россия и добилась определенных успехов в этих областях за прошедшие 10-12 лет, ситуация там далека от нормальной.

Читайте также: Изгнанный Кудрин критикует российский бюджет

Что ж, в статье в российской газете "Ведомости" с подзаголовком "Как стало известно «Ведомостям», затраты на оборону и правоохранительные органы могут сократить после выборов, чтобы добавить деньги на здравоохранение и образование. Речь идет о 700 миллиардах рублей (24 миллиарда долларов) ежегодно". Звучит предположение о том, что Кремль очень серьезно думает об отмене своих ранее заявленных и широко разрекламированных оборонных расходов. 24 миллиарда долларов в год - это большие деньги, и если данный план будет реализован, то цифра, приведенная "Ведомостями", увеличит вложения в здравоохранение и образование в размере около 2,5% ВВП страны. Это очень солидно, учитывая то обстоятельство, что общие расходы российского государства на здравоохранение и образование составляют порядка 6-7% ВВП.

Вот как пишут об этом "Ведомости":

В правительстве идет обсуждение будущего баланса федерального бюджета, от которого будет зависеть и экономическая политика нового правительства и президента, рассказали несколько федеральных чиновников. По словам высокопоставленного чиновника правительства, баланс и план реформ должны быть готовы в мае. Главная проблема — найти источники финансирования для уже объявленных инициатив и уменьшения дефицита пенсионной системы. Уже ясно, что Пенсионный фонд еще долго — «как минимум до 2025 года» — останется дефицитным, рассказывает чиновник правительства. К тому же срочно надо решать проблемы с недофинансированием здравоохранения, продолжает он: из всех госуслуг граждане сильнее всего недовольны уровнем здравоохранения.



Президент и премьер-министр в курсе, но пока в дискуссии не вмешиваются, уверяет правительственный чиновник. Зато участники обсуждения называют их «изматывающими многочасовыми дискуссиями» и «боями ведомств». Начало «боям» положил итоговый доклад экспертов, работающих над обновлением стратегии-2020, в котором говорится о необходимости реструктурировать расходную часть бюджета. Эксперты предложили вариант «Плюс 4 минус 2»: увеличить важные расходы бюджета на 4% ВВП и сократить неэффективные на 2%. Важными они сочли транспорт (плюс 1,6% ВВП), образование (плюс 1,3% ВВП) и здравоохранение (плюс 1% ВВП), а сократить предлагается в первую очередь расходы на силовиков (0,9% ВВП) — национальную оборону, безопасность и правоохранительную деятельность. Программа вооружений, которая (без учета кредитов и социальных гарантий) превышает 1% ВВП, оказывает «колоссальное давление» на бюджетную систему. Есть резервы и в разделе «Национальная безопасность», указывают эксперты: можно сократить число ведомств, ликвидировать дублирующие подразделения, перевести часть силовиков на гражданскую службу. Еще правительственные эксперты предлагают сократить на 0,8% ВВП бюджетные статьи «Национальная экономика» и «ЖКХ» (в основном речь идет о прямых субсидиях из бюджета).

Читайте также: Россия призывает к жесткой бюджетной политике, несмотря на предвыборные обещания

Позиция Минфина еще жестче, чем у правительственных экспертов: наращивать одни расходы можно, лишь сократив на столько же другие. Об этом министр Антон Силуанов говорил в февральском интервью «Ведомостям». Минфин уже представил свои предложения в правительство, сообщили «Ведомостям» несколько чиновников. Сэкономить 2% ВВП предлагается за счет реформирования пенсионной системы и повышения адресности социальных выплат (дадут 0,8% ВВП), урезания расходов на программу вооружений и правоохранительные органы (еще 1,2% ВВП). «В России число полицейских на 1000 человек населения вдвое выше, чем в других странах, а их численность сравнима с численностью военнослужащих», — рассуждает чиновник Минфина. Денежное довольствие, резко выросшее благодаря реформе МВД, предлагается не трогать, но сокращать численность получателей — полицейских.

Расходы на оборону и правоохранительные органы заметно выросли в прошлом году, когда президент Дмитрий Медведев увеличил финансирование программы вооружений до 20 триллионов рублей до 2020 года и провел дорогостоящую реформу МВД. Перевод финансирования полиции на федеральный уровень в ближайшие три года потребует 567 миллиардов рублей, а дотации регионам, компенсирующие их потери из-за реформы, — еще почти 210 миллиардов рублей.

Чиновник, близкий к Минобороны, подтвердил, что первому вице-премьеру Игорю Шувалову предстоит найти возможность сокращения до 2015 года расходов по разделам «Национальная оборона» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» на 1,2% ВВП. Сейчас, по словам собеседника «Ведомостей», обсуждаются уменьшение, пролонгация или полное закрытие некоторых программ по закупке вооружений (за исключением стратегических ядерных сил) и сокращение личного состава Минобороны и МВД, но без урезания денежного довольствия и социальных программ.

Читайте также: Российский военный бюджет истощает коррупция

По мнению специалиста, близкого к Минобороны, резервы для сокращения есть: можно свернуть программу закупки во Франции вертолетоносцев типа Mistral, уменьшить число закупаемых стратегических подлодок проекта 955, а также вывести из состава флота атомный крейсер «Петр Великий», превратившийся в «президентскую яхту». Представитель вице-премьера Дмитрия Рогозина вчера вечером не смог ответить, участвует ли Рогозин в обсуждении сокращения затрат на оборонные расходы. Представитель МВД от комментариев отказался. В министерстве знают об обсуждении планов сокращения расходов в правительстве, но никакие конкретные предложения с МВД не обсуждались, говорит сотрудник министерства.



Смотрите по теме: Уникальный крейсер "Петр Великий"

В любом случае решить, резать или нет расходы на военных и правоохранительные органы, может только президент, которому представят такой вариант, говорит высокопоставленный чиновник правительства.

На МВД сейчас экономить не нужно, считает Виталий Цимбал из Института Гайдара: полицейские только прошли через реформу, им нужно дать время адаптироваться к новой жизни. Оборона — отрасль материалоемкая, требует больших затрат, рассуждает Цимбал, так что резервы для сокращения в этой отрасли есть, особенно при формировании гособоронзаказа. С ним не согласен гендиректор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов: резать оборонные расходы нельзя, стране надо быть готовой к возможной войне, которая может прийти из Центральной Азии.


Что все это значит на самом деле? Ну, Путин и его команда обрели печальную известность из-за своих почти постоянных шараханий и финтов то в одном, то в другом направлении. Неопределенность обсуждаемых планов заставляет меня сделать вывод о том, что это своего рода пробный шар: они запускают информацию о возможном увеличении бюджетных расходов на здравоохранение и образование, а потом ждут, как на это отреагирует общество.**

Конечно, на все на это можно также смотреть через призму крайнего цинизма: Путин пытается заручиться поддержкой среди низших классов общества, которые гораздо больше среднего класса зависят от государственного здравоохранения и образования. Но на это можно также посмотреть и через более просветленную и оптимистическую оптику: Путин и его команда знают, что общество требует существенного улучшения государственных услуг, и что для него будут неприемлемыми расходы на новые подводные лодки и истребители в десятки миллиардов долларов. Иными словами, Кремль понимает, что дальше так жить нельзя, и собирается понемногу менять правила бюджетной игры.


Еще по теме: Россия подходит к выборам с бюджетными проблемами и твердым рублем

Посмотрим, во что все это выльется. Я нисколько не удивлюсь, если в конечном итоге будет принято компромиссное решение: поделить деньги пополам и скромно увеличить расходы на здравоохранение и образование, сохранив курс на наращивание военных расходов. Но эта история в очередной раз напоминает нам о том, что политика в России сегодня активна, полемична и интересна, какой она не была уже давно.

------
* Хорошо понимая, как на самом деле работали социалистические предприятия, можно составить себе отличное понимание причин и характера сбоев в работе российской оборонной промышленности с организационно- институциональной точки зрения. Вопреки многочисленным сообщениям западных средств массовой информации эти дисфункции не являются исключительно результатом деятельности безграмотного, коррумпированного и отвратительного управленческого аппарата. Методы работы оборонной промышленности заслуживают отдельной статьи, но достаточно сказать, что недостатки командно-административной системы в военно-промышленном комплексе наглядно проявлялись на каждом шагу (гонка за количеством в ущерб качеству и страшно непроизводительное расходование ресурсов). Кроме того, Советы специально распределяли производство военной продукции по всем союзным республикам, чтобы у "построенного" в России истребителя были десятки компонентов с Украины, из Эстонии, Грузии и т.д. Эта система снабжения полностью рухнула в 1990-е годы, что оказало вполне предсказуемое воздействие на основных российских производителей. Представьте себе, что 40% субподрядчиков компании Boeing внезапно оказались в Мексике, Панаме и Гватемале – и вы получите приблизительное представление о том, что произошло.

** Кремль одержим результатами опросов общественного мнения, и получает действительно вполне надежную информацию о настроениях в обществе. Если эта история о расходах повысит рейтинги Путина на  несколько  процентов, то, как мне кажется, данные планы будут продвигать. Если же ее проигнорируют, либо если она навредит Путину, то планы эти быстро свернут.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.