Отличительным явлением современной России стало всеобщее проявление любви к Владимиру Путину. Сувенирная продукция с изображениями российского президента наводнила магазины. Все это слегка напоминает советские времена с их культом личности. Судя по всему, Путину удалось извлечь определенную выгоду из кризисов, раздирающих его страну.

Речь идет не только о бюстах и портретах российского президента, продающихся в сувенирных лавках. Его изображения - повсюду, начиная от одежды и посуды и заканчивая чехлами для мобильных телефонов и компьютеров. Возникает закономерный вопрос: чем вызван повышенный спрос на подобную продукцию? Действительно ли российский президент настолько популярен, или это результат действий его администрации, которая стремится возродить культ личности и вернуть Россию в прошлое?

Средство самовыражения


Владимир Павлов, продавец сувенирного магазина, кишащего самыми разнообразными товарами с изображениями российского президента, говорит: «У нас есть чехлы для мобильных телефонов, кружки, тарелки и медали с Путиным». Он объясняет спрос на подобные товары ростом популярности российского президента: «Большинство россиян считают Путина национальным героем, яростно отстаивающим национальные интересы и защищающим Россию от посягательств Запада. Западу не нужна сильная Россия, он хочет ослабить ее и ввел против нее санкции».

Иногда ярое стремление российских граждан выразить свою любовь к президенту приводит к любопытным курьезам. Сотрудница салона красоты Галина Иванова рассказала, что многие девушки, приходящие сделать маникюр, просят «наклеить Путина» им на ногти. Галина говорит: «Сначала мы не предоставляли подобную услугу, но затем решили удовлетворить желания клиентов и специально для нашего салона заказали наклейки с изображением президента». По ее словам, возраст девушек, которые обращаются с подобными просьбами, колеблется от 18 до 30 лет.

Учительница средний школы Ирина Дмитриевна так объясняет этот феномен: «Угрозы, стоящие перед Россией, возродили у россиян национальные и националистические чувства. Молодые люди стали проявлять интерес к политике и международным событиям. Часто они не знают, как еще выразить свои патриотические чувства и прибегают к таким странным способам».

Лицемерие и ханжество

Есть и другая точка зрения. Пенсионер Сергей Поляков считает, что определенная группа людей наживается на стоящих перед страной угрозах, продавая сувениры, аксессуары и одежду с изображением президента. По мнению Полякова, настоящий патриотизм и поддержка президента не должны сводиться к ношению одежды с его портретами или распитием кофе и чая из кружки с его портретом. Главное — это упорный труд каждого в своей области. Только так можно преодолеть существующие в стране проблемы. Он рассказывает, что в чиновничьей среде чрезвычайно популярно использование кружек, тарелок и канцелярских принадлежностей с изображениями Путина. Так сотрудники государственных учреждений стремятся продемонстрировать свою лояльность президенту и его политике. Но Поляков считает это «разновидностью ханжества и лицемерия».

Эмоциональные факторы

Член Российской ассоциации психологов Николай Васильев говорит: «Это верно, что современная информационная политика направлена на прославление личности российского президента и его политики, но мы не должны забывать о том, что она соответствует настроениям в российском обществе». Он считает, что «повышенный спрос на одежду и другие предметы обихода с изображениями Владимира Путина можно объяснить в том числе и ролью эмоциональных факторов», возникших вследствие общей информационной атмосферы, создаваемой СМИ, и объективных причин, таких, как война на Украине, экономические санкции, всевозможные угрозы со стороны Запада. Васильев утверждает, что «в подобной ситуации любому индивиду нужно определиться со своими взглядами и каким-нибудь активным образом выразить свою позицию. И многие люди считают, что они должны поддержать Путина как сильного лидера, способного противостоять многочисленным угрозам, которые могут ударить как по их личной, так и государственной безопасности». Психолог объясняет, что «подобный феномен также означает, что большинство населения поддерживает политику президента по выходу из кризиса, и на практике эта поддержка проявляется в покупках товаров с его изображением». Васильев говорит: «Я не думаю, что это имеет какое-либо отношение к так называемому „путинизму“ или культу личности. Это лишь естественная реакция людей на происходящие события, которые мало чем отличаются от событий в условиях войны».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.