7 января 2015 года Франция пережила один из самых страшных терактов в своей истории. В результате нападения на редакцию сатирического издания Charlie Hebdo в Париже погибли 12 человек, в том числе известные карикатуристы. 11 января по всему миру прошли многомиллионные манифестации под лозунгом Je suis Charlie. Однако отношение к Charlie Hebdo осталось неоднозначным — в том числе в России, где на официальном уровне не раз высказывалась критика в адрес французской газеты. В первую годовщину трагедии Ксения Гулиа поговорила с русскими художниками, живущими во Франции, о границах свободы творчества и задачах карикатуры как жанра.
Георгий Пинхасов, фотограф, член агентства Magnum Photos:
Я считаю, что искусство безмерно, свободно, что любая вещь может считаться искусством. Для меня единственный предел — это уголовный кодекс. 11 сентября считалось бы шедевром концептуального искусства, если бы не самое главное: такое дикое количество жертв. Charlie Hebdo — это вопрос вкуса. Кому-то это может нравиться, кому-то — нет.
Charlie проявляют свою тинейджерскую сущность. Они закалены на борьбе с буржуазией, с другими своими врагами. Они — фронт. Они сокрушают. Они стебутся надо всем. Почему бы и нет? Ради бога. Если вы имеете свою позицию, если вы абсолютно независимы, вы защищены от их издевок. Ваше сакральное — при вас.
Но наше общество, особенно левое, не может найти более деликатную форму — для Востока. Бесконечные шутки европейцев были абсолютно непонятны восточным людям. Они все время кланялись и оказывали знаки уважения этим людям. А те над ними смеялись. Этот смех им непонятен. Они не понимают — куда его девать, как с ним быть, как дальше вести себя. Они говорят тосты и не иронизируют, а подчеркивают уважение. Это другая система ценностей.
Россия — это тоже Восток. У русских тоже есть свои сакральные моменты. Они считают, что есть границы, которые нельзя переходить. Взорвался самолет. Все, естественно, сняли шапку и принялись сочувствовать этим людям. Шутить — неуместно, потому что это сакрально. Но не запрещено: если хотите — шутите.
Надо понять, что есть и те, и другие (Запад и Восток. — RFI). Но над ними — человек толерантный, пытающийся понять и тех, и других, который является суммой этого. Человек зрелый, взрослый и дипломатичный.
Оскар Рабин, художник, участник знаменитой «Бульдозерной выставки» нонконформистов в Москве, в 1978 году лишен советского гражданства:
Я иду по улице, никого не трогаю, ни слова не произношу, и вдруг — какой-то бандит бросается на меня или стреляет. Спровоцировал ли я его тем, что шел, молчал и никого не трогал?
Сколько человечество живет, всегда находились те, кто нарушал договор, законы, установленные для большинства людей. В какие-то времена религиозные, казалось бы, верующие люди убивали, мучали, сжигали на кострах. Когда христианство было в своей «самой высокой точке развития» обижались на слово, на художников, на скульпторов, которые могли не так изобразить что-то, с их точки зрения. Я не говорю про карикатуры — тогда их не рисовали. Можно сказать, что это было только раньше, но не сейчас. Но все это относительно.
Художник Владимир Кара:
Мне кажется, что в нашем цивилизованном и толерантном обществе во Франции такого лимита (свободы творчества. — RFI) нет. Эта трагическая история показывает, какая великая сила — искусство. И еще раз подчеркивает, что есть момент толерантности, когда нам что-то может не нравиться по каким-то личным убеждениям, но мы не идем убивать артистов.
Художник Маша Шмидт:
Я считаю, что юмор и сатира — это фантастическое оружие против тоталитаризма, глупости и насилия. Причем не стоит забывать, что в Charlie Hebdo шутили над всеми и над самими собой. Осмелиться смеяться над собой, над другими и над чем «нельзя» смеяться, — это гигантское достижение демократии.
Насчет чувств верующих, у меня просто рвутся ругательства из груди. Потому что чувства верующих, по-моему, приводят мир к войнам, а шутки на эту тему позволяют нам смеяться вместе.
Хочу вспомнить Рабле. Его смех, который, кстати, не всегда предавался анафеме, — это, мне кажется, смех всей французской культуры. И он до сих пор звучит в наших ушах. Это настолько глубокий, мощный и живой поток, что он освещает последующих просветителей, которые продолжали считать, что мы можем думать обо всем, что человек — разумное животное. И у него есть способность взглянуть на самого себя — эта гениальная способность шутить.
Я была в ужасе, когда поняла, что в некоторых странах, в том числе в России, гибель Charlie Hebdo восприняли и прокомментировали во многих социальных сетях как заслуженное наказание.
Ярослав Горбаневский, художник, сын поэта, правозащитницы, участницы демонстрации 25 августа 1968 года на Красной площади против ввода советских войск в Чехословакию Натальи Горбаневской:
У карикатуры есть задача — выйти за рамки. Это суть жанра.
Представьте себе: стоит какой-нибудь противный карапуз. И строит какому-нибудь большому дяде гримасу — ну очень неприятную. А дядя — раз — и ему по морде. Конечно, ребенок его спровоцировал. Но реакция совершенно неадекватная.
Никакой речи о том, что виноваты и те, и другие быть не может, потому что никакого равенства тут нет.
Что касается оскорбления чувств верующих, у меня создается впечатление, что тот, кто хочет оскорбиться, обязательно оскорбится. Если у него не будет под рукой карикатур — он найдет что-нибудь другое.
Я, например, сам верующий православный христианин. И не все карикатуры Charlie мне нравятся. Они обо всех религиях думают плохо и изображают вполне соответствующие картинки. Но я, как православный христианин, совершенно не оскорбляюсь этим.
Я думаю, что все разговоры о том, что карикатуристы сами спровоцировали (нападение. — RFI) — это очередные разговоры людей, которые хотят что-то запретить. Конечно, можно попытаться наш мир слегка кастрировать. Сначала отрежем от него карикатуры. Потом окажется, что не просто нельзя зло изображать пророка или святых, а их вообще нельзя изображать — отрежем еще кусочек. Потом окажется, что музыка — тоже дело не богоугодное. Это только религиозные ограничения, а ведь есть и ограничения, которые нам ставят атеисты. Так можно далеко зайти — потихонечку будем отрезать, и ничего от нашего мира не останется.
Александр Гейфман, художник-мультипликатор:
Нужно стараться не затрагивать ничьих чувств и не только чувств верующих, и есть какие-то границы. Но в демократическом свободном обществе у людей должно быть право на критику. Главное — не пропагандировать ненависть к какой-то группе людей за их убеждения, происхождение или еще что-то.
В Charlie Hebdo какие-то вещи могли задеть чувства мусульман. Но нельзя ставить вопрос так, что они сами виноваты. Можно ставить вопрос о том, что они делали какие-то вещи, достойные осуждения. Можно спорить о вкусе карикатур, об их глупость, о том, что они не очень смешные, но мне кажется, что они границы не переходят.
В журнале все было сбалансировано. Там критиковалась и христианство, и иудаизм, там было много антиизраильских карикатур. Поэтому говорить, что они проповедывали ненависть исключительно к мусульманам, нельзя. Они, как многие во Франции и в западном мире вообще, критически относятся к религии в целом.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 7 Charlie проявляют свою тинейджерскую сущность. --------------------------------------------------------------------------------------- Точно, Шарли напоминает подростковое творчество в подъездах 
| 6 Учитывая что представили только одну точку зрения (и конечно за шарли) статья выеденного яйца не стоит. И про свободу слова, почему интересно пол оригиналом закрыты комментарии? Даже если я там провокационную бяку накалякую, чем не свобода по шарли? Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Grizli-666, согласна.. вода - водой. Никто не может спорить с тем, что есть какие-то общечеловеческие ценности, где ржать и стебаться над горем других будет не то что цинично, но безобразно, лишено всяческой морали. А ведь именно эти чувства - ограничители нас и отличают от стада животных, где все просто. 
| 4 По моему все дело в воспитании. Один ребенок будет смеяться от причиненной боли другому ребенку, а другой сочувствовать и помогать. Интервьюируют людей свободных профессий, я имею ввиду почему не шахтёра, металлурга, сельского работника. Я думаю, что оценки были бы диаметрально противоположные. Как раз тяжёлый умственный и физический труд плюс возраст (т.е. опыт)делает людей мудрыми и по настоящему толерантными. А что делает художник, творит,рассуждает о жизни как правило толком не зная её,я имею ввиду прозу жизни. Творческие люди необходимы обществу, но их мнение о толерантности в обществе меня не волнуют. Как говорится каждый сверчок знай свой шесток. 
| 8 "Но над ними — человек толерантный, пытающийся понять и тех, и других, который является суммой этого. Человек зрелый, взрослый и дипломатичный." ----------------------------------------------------- Убило напрочь! Это они о себе? Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 2 Да,шутка им удалась. 
| 0 sel002, стоит человек у памятника матери на кладбище, плачет, горюет... а тут весельчак такой, пошутить решил, карикатуру рисует. Чего этот дурень у камня сопли да слюни пускает, типа. Один стерпел, второй стерпел, а третий голову проломил... юмора не понял... А еще можно фигурно воздух портить за столом на свадьбе, например... чего это типа вы тут все собрались, важные такие все. Тоже смешно же... не все поймут правда из-за стола выгонят да матом обложат. Мусульмане вот голову проломили, русские матом обложили горе-юмористов. Вывод, если ты нормальный человек, то ты уважаешь то, что другие люди считают святым, а этих других большинство. А если ты свинья из Шарли, то святым ты считаешь только свое право надсмехаться над всем. У них есть юридическое право надсмехаться... не спорю... а мусульманин считает себя вправе за это убить, а у государства Франция есть право наказать виновного в убийстве и посадить в тюрьму. Знал мусульманин о том, что его посадить могут? Знал, но счел себя в праве защитить то что для него свято, так как сочтет нужным. Все всё знают и у всех есть права. А еще есть обязанности. отвечать перед людьми и законом за свои действия. Осуждаю я Шарли? Осуждаю. Нельзя смеяться над чужими святынями. Осуждаю ли я мусульманина? Не могу осуждать. Не понимаю... Я не настолько верующий, чтобы убить за карикатуру на Бога, но морду бы набил художничку точно за карикатуру на погибший Боинг в Египте Я готов сесть на годик в тюрьму, за удовольствие дать подлецу по морде. Может я верю не так сильно, но пожизненно бы сидеть не хотел за мерзавца. Но в том самолете не летели, например мои дети и жена. А если бы летели? А вот карикатурист тут... рядом... вот он! Ему весело. Тираж растет. И уже не знаю... только по роже дать? Или...? А кто знает, как он поступит, если в самолете жена летела... с детьми, например? А тут карикатуристу весело... Осуждаю ли я Францию? Осуждаю. Страна обязана обеспечить уважение на своей территории к святостям своих граждан. Хотя бы минимальный набор уважения. Если эти людишки решили что у них есть право надсмехаться над святым, то надо быть готовыми к тому, что святость свою оппоненты будут защищать от мерзких лап так, как сочтут нужным невзирая на риски. Осуждаю ли я либерастов? Осуждаю. Нельзя оправдывать свинство карикатуристов правами на свободу слова. Грубо говоря, пердеть за столом можно, закон не запрещает, но в приличное общество такую свинью не зовут. ТОЧКА! Значит тираж должен падать... Вот как то так. 
| 9 Я иду по улице, никого не трогаю, ни слова не произношу, и вдруг — какой-то бандит бросается на меня или стреляет. Спровоцировал ли я его тем, что шел, молчал и никого не трогал? =========================================================================== Какой то постненький примерчик привел "художник". Вот сидит он на скамейке в парке, а к нему подходит чувак и начинает оскорблять его самыми последними словами, его жену, детей, родителей. Сколько пройдет времени, прежде чем Оскар соскочит со скамейки и даст в морду обидчику? Второе: =========================================================================== 11 сентября считалось бы шедевром концептуального искусства, если бы не самое главное: такое дикое количество жертв. ========================================================================== Т.е. шутки на 11 сентября это плохо из-за большого количества жертв, американских жертв. А шутки над взрывом в российском самолете это вполне приемлемо, ведь там летели не американцы? Третье: =========================================================================== Насчет чувств верующих, у меня просто рвутся ругательства из груди. Потому что чувства верующих, по-моему, приводят мир к войнам, а шутки на эту тему позволяют нам смеяться вместе. =========================================================================== Шутки у Шарли минимум на 70% ниже пояса и главные их персонажи задница и мужские половые органы. Маше это кажется это столь забавным, что она ухохатывается до рези в животе. Это все говорит о умственном и культурном развитии Маши. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 1
leksandrr, В точку. Жму руку за отличный комментарий. 
| 1 Седые мальчики, кусают пальчики... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 Egor2gg24, весь смысл высказываний этих "русских" художников - я очень люблю проехаться по всем, но не дай бог, кто заденет меня. Это тогда автократизм, тоталитаризм, ГУЛАГ и холокост одновременно. Скучно. Чтобы услышать это не надо даже ехать куда-то. Типичные мысли интеллигентских отбросов, считающим себя чем-то стоящим. Этакие вечные Гоша со скрипочкой, Маша с кисточкой и Оскар, потому что в очках. Сама ничего путного не достигли, но прет их учить каждого встречного-поперечного. 
| 6 "Ксения Гулиа поговорила с русскими художниками," Поговорила с русскими, а написала о евреях. 
| 11 Русские художники во Франции о Charlie Hebdo и чувствах верующих Пинхасов, Оскар Рабин, Гейфман, Горбаневский, Шмидт, Кара. Так где там русские художники то? Раскрыть всю ветку (3 сообщений в ветке) 
| 1 Александр Рыбакин, Тоже поискал русских,............... не нашел. 
| 3 Александр Рыбакин, ))) Прям как русская мафия..)) 
| 0 Александр Рыбакин, для Ксюши Гулиа и еврей - русский. 
| 0 Я - тёмный, или "художники" - безымянные? 
| 3 7 января 2015 года произошло убийство душегубами подлецов. Попытка оправдать подлецов год спустя показывает, что подлость все ещё, пусть и внутренне, но считается неприемлемым для человека. К счастью, и душегубы воспринимаются обществом без восхищения, пока.... Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 "произошло убийство душегубами подлецов" хорошо сказано, но вы слишком оптимистичны относительно душегубов.
Показать новые комментарии (0)саныч
Grizli-666
rita.tsybul
evgeny68
sel002
0ncnjqybr
komi
leksandrr
Egor2gg24
GreyCat
Ватник
Александр Рыбакин
Дедушка Хо
крымнаш
Нибируанин
0ncnjqybr
sergey_alekseev
0ncnjqybr
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)