Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Саласпилсский лагерь без мифов

Саласпилсский лагерь является свидетелем преступлений нацизма и без преувеличений советской пропаганды, подчеркивают авторы академического исследования «За этими воротами стонет земля».

© РИА Новости А. Ламброс / Перейти в фотобанкУзники немецкого лагеря смерти Маутхаузен в дни войны.
Узники немецкого лагеря смерти Маутхаузен в дни войны.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во времена моего детства, в хрущевские 60-е годы, было много книг на латышском языке о злодеяниях «фашистов и их приспешников» в Латвии. В них упоминался также Саласпилсский «лагерь смерти», описывались настолько ужасные вещи, что они не выходят из головы: о ста тысячах убитых, о выкачивании крови у детей для нужд немецких офицеров, об отравлении детей мышьяком, который им подсыпали в чай.

Во времена моего детства, в хрущевские 60-е годы, было много книг на латышском языке о злодеяниях «фашистов и их приспешников» в Латвии. В них упоминался также Саласпилсский «лагерь смерти», описывались настолько ужасные вещи, что они не выходят из головы: о ста тысячах убитых, о выкачивании крови у детей для нужд немецких офицеров, об отравлении детей мышьяком, который им подсыпали в чай.

31 октября 1967 года, когда  я учился в 4-м классе, был открыт  Саласпилсский мемориальный ансамбль, и позже нас из школы возили туда в целях воспитания ненависти к фашистам. Уже в начале 90-х годов мне представилась возможность взять интервью у бывшего узника Саласпилса и концлагеря в Бухенвальде, врача и популярного писателя Миервалдиса Бирзе. Из рассказанного им можно было понять, что советская пропаганда, возможно, преувеличивала подлинные масштабы и проявления ужасов Саласпилсского лагеря.

Правда, что касается выкачивания у узников крови, в книге «Мемориальные ансамбли Советской Латвии» (1986) процитированы следующие слова Бирзе: «Если вы увидите листок бумаги, на котором написано, что здесь замучено, к примеру, десять тысяч, вы не ощутите ужас произошедшего так, если бы увидели лишь одного умершего в Саласпилсе ослабшего ребенка, у которого до этого забирали кровь». Но в интервью журналу Rīgas Laiks в августе 1997 года писатель сказал: «Когда меня привезли в Германию, все лагеря Латвии показались санаториями». Бирзе выразил сожаление, что жертвам того или иного тоталитарного режима в разные времена уделяется разное внимание: «Ужасно, что история Латвии превращена в биржу трупов — у одного трупа большая цена, другой не имеет вообще никакой… В советские времена те, кто погиб в ГУЛАГе, считались абсолютно неценными трупами. Теперь те, кто погиб в немецких лагерях, — неценные трупы. Единственные, в отношении кого всегда сохраняется средняя цена, — это евреи».

Саласпилсский лагерь тоже активно используется в статусе такой «биржи трупов». Не только в советские времена, в особенности в первой половине 60-х годов, когда Хрущеву после разоблачения преступлений сталинизма для равновесия было необходимо найти какой-то еще более чудовищный режим. Саласпилс в пропагандистских целях склоняется и в наши дни. Достаточно вспомнить, какой жесткой была официальная реакция России в 2005 году, когда Вайра Вике-Фрейберга подарила Владимиру Путину книгу «История Латвии. ХХ век». В ней под нарисованным бывшим узником Карлисом Бушем изображением Саласпилсского лагеря было указано, что это расширенная полицейская тюрьма и воспитательно-трудовой, а не концентрационный лагерь. Тогда Россия, где мифологизация событий Второй мировой войны в благоприятном для своей стороны свете уже набирала обороты, снова подняла мифы советской пропаганды о ста тысячах убитых и об использовании детей для медицинских экспериментов в Саласпилсе. Приводился даже термин «латвийский Освенцим».

В этой связи большое значение имеет изданное на днях 432-страничное академическое исследование историков Карлиса Кангерса, Улдиса Нейбургса и Рудите Виксне «За этими воротами стонет земля. Саласпилсский лагерь, 1941-1944». Есть люди, в том числе и бывшие узники лагеря, для которых неприемлемо, что историки пишут не только о преступлениях нацизма в Саласпилсском лагере, но и развенчивают миры советской пропаганды. «Контрпропаганда ни в коем случае не является целью нашей работы, и никогда никто из нас не говорил, как надо писать историю. Пусть люди читают и оценивают», — говорят авторы книги.

Это первое академическое исследование о Саласпилсе, задача которого состояла в том, чтобы выяснить, что там на самом деле происходило, поэтому волей-неволей пришлось рассматривать утверждения советской пропаганды. Разумеется, симпатизирующие режиму Путина пропагандисты русских СМИ Латвии в любой попытке поставить под сомнение связанные со Второй мировой войной советские мифы будут искать «переписывание истории». Однако авторы исследования подчеркивают: для того чтобы переписать историю Саласпилса, вначале ее нужно было написать. Это и сделано в книге.

Люди, приезжающие в Саласпилсский мемориал, видят надпись «За этими воротами стонет земля» и вдохновленные советской идеологией скульптуры, которые не отражают сути лагеря. Название книги авторы выбрали осознанно и наполнили его новым содержанием, а именно: раскрыли многогранные проявления Второй мировой войны в Латвии, о которых советская пропаганда умалчивала. Хотя иногда звучали мнения, что на немногих фотографиях Саласпилсского лагеря его узники выглядят хорошо накормленными, упомянутое исследование не ставит под сомнение оценку — «За этими воротами стонет земля». Саласпилсский лагерь по безжалостности, жесткости и бесчеловечным условиям жизни и работы мало отличался от других карательных лагерей национал-социалистической Германии. Но у мифов советской пропаганды о сотнях тысячах убитых, медицинских экспериментах над детьми или о «подземных газовых камерах» в Саласпилсе нет подтверждения.