Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мой друг спросил однажды: «В чем смысл фразы: „Я не хочу быть русской матрешкой?“» Русская матрешка превратилась в символ. Уже сто лет эта икона занимает важное место в памяти и культуре народа. Рисунки, изображенные на матрешке, символизируют различные составляющие общества, начиная с женщины прошлого и настоящего, заканчивая образами родины, отчизны, географии и политики.

«Матрешка» — так в России называют куклу, которая известна благодаря своей оригинальной форме и красочным цветам. Безусловно, матрешка стала частью русского наследия и представляет собой огромную ценность для носителей русской культуры.

Кукла имеет овальную форму с плоским донцем и состоит из двух частей: верхней и нижней. Раскрыв матрешку, мы находим подобные ей куклы меньшего размера. Вложенных кукол обычно три и больше. Известно, что самая большая матрешка состоит из 80 кукол, вложенных друг в друга.

Чаще всего на матрешке изображена женщина в традиционной русской одежде. Изображение женщины символично для многих культур. Восхваление женского начала можно обнаружить в Китае, Средней Азии, а также в бывших советских республиках Восточной Европы. Это говорит о том, что матрешка — своего рода культурная икона. Она стала символом культурного наследия советской эпохи и современной России. К тому же она демонстрирует всю культурную самобытность женщины с ее великой сущностью. Величие женщины стоит на первом месте в советской философии СССР, однако в нем также таится скрытое прославление Советского Союза. Идея восхваления женского нашла свое воплощение и живет с ней до сегодняшнего дня.

Однако бытует мнение, что идея матрешки позаимствована у Японии: древнее искусство изготовления кукол в этой стране насчитывает больше двух тысяч лет. Но так ли это? Кто возьмет на себя смелость сказать, что именно он был родоначальником той или иной идеи?


Все идеи витают в воздухе, они окружают нас повсеместно. Важно не то, в чьем воображении родилась идея, важно поймать подходящий момент, чтобы овладеть ей в полной мере. Идея обретает очертания и становится конкретной и реальной только тогда, когда ее из воображения претворят в жизнь. Именно тогда она обретает смысл.

А тем, кто продолжает мытарствовать над идеями, гнездящимися в их умах и фантазиях, следует сказать: «Немного реализма, господа! В сторону мечты — начинайте дело!»

Так и матрешка — из идеи превратилась в символ. Более того, она несет в себе множество символов, и тот, кто обладает умом, понимает это.

Говорят, что красота жизни — в многообразии выбора! Я скажу, что красота жизни — в неизвестности: когда не понимаешь, что тебя ожидает завтра.

Таким образом, уже сто лет эта икона занимает важное место в памяти и культуре народа. И это стало возможно благодаря тому, что художник своими руками придал этой идее форму. Рисунки, изображенные на матрешке, символизируют различные составляющие общества, начиная с женщины прошлого и настоящего, заканчивая образами родины, отчизны, географии, политики и так далее.

Бесспорно, художники сродни ученым, они гении момента и хранители времени, способные влиять на общество и менять его реалии. Нет ничего сильнее творческой идеи, обеспечивающей бессмертие ее обладателю.

Мой друг однажды спросил: «В чем смысл фразы: „Я не хочу быть русской матрешкой?“»

Я тогда ответил ему: «Твой вопрос выводит нас из мира культуры и заводит в мир конфликтов! Разумеется есть такие, кому нравится быть куклой, с которой играют другие, жертвуя тем самым своей историей, своим народом, страной… Но у куклы нет будущего, друг мой!»