Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Многие православные церкви Хельсинки уничтожали по-варварски

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Хельсинки было много православных церквей, часть из них уничтожили, закрыли или перестроили под лютеранские, в основном в период между двумя мировыми войнами. Многие постройки были уничтожены, несмотря на их культурную или историческую ценность. В основе этого лежал растущий национализм в стране, совсем недавно получившей независимость.

В Хельсинки было много православных церквей, часть из них уничтожили, закрыли или перестроили под лютеранские, в основном в период между двумя мировыми войнами.

Серая оштукатуренная церковь Суоменлинны столетие назад выглядела совсем иначе.

Наружные стены обрамлялись колоннами и кокошниками. Центральный купол с крестом на высоте в 42 метра окружали четыре башенки поменьше, тоже с куполами. Стены башен, а также дверные и оконные проемы были украшены каменной резьбой.


«Церковь Святого Александра Невского, известная святыня, построенная в 1854 году в Суоменлиннне, была самой красивой церковью Великого княжества Финляндского и жемчужиной архитектуры нашей страны», — пишет Тимо Лехтонен (Timo Lehtonen) в вышедшей в прошлом году книге «Замолчавшие колокола».

В книге описываются истории российских гарнизонных церквей, построенных в 1809-1917 годы.

Внешний вид церкви Суоменлинны был радикально изменен в 1919-1928 годы.

В Хельсинки было много православных церквей, часть из них была уничтожена, закрыта или перестроена под лютеранские, главным образом, в период между мировыми войнами.

«В основе этого, конечно, лежал растущий национализм в стране, совсем недавно получившей независимость. Православная церковь стала маргинальной, обычно о ней говорили как о „русской“», — говорит митрополит Хельсинкский Амвросий.

«Многие церкви и часовни уничтожали по-варварски. Конечно, в большом количестве церквей больше не нуждались».

Лехтонен пишет в своей книге, что многие постройки были уничтожены, несмотря на их культурную или историческую ценность.

После того, как Финляндия обрела независимость, церковь Серафима Саровского, расположенная на острове Сантахамина вблизи Суоменлинны, была перестроена под лютеранскую. Были уничтожены православные символы и купола. Церковь была снесена в 1972 году. Та же история повторилась с построенной в 1900 году церковью Святого Николая в муниципалитете Туусула к северу от Хельсинки. Боковые купола и центральный купол массивной церкви были демонтированы в 1939 году, и она использовалась для воздушного наблюдения. Церковь снесли в 1958 году.

Сейчас на месте православных гарнизонных церквей в Хельсинки — офисное здание «Ласипалатси» (ранее здесь располагались русские казармы), государственная резиденция «Смолна», которая сейчас используется как парадный зал для заседаний госсовета, а также Министерство иностранных дел (где раньше располагалась Морские казармы).

Присутствие православия ощущалось и в других частях Финляндии. Русские гарнизонные церкви строили в свое время и на севере страны в городе Торнио, куда в XIX веке прибыли русские войска.
Митрополит Амвросий был поражен количеством старых православных церквей. Но он не требует возвратить церкви: «Их не вернуть обратно. Мы хорошо справляемся с теми церквями, что у нас есть. Мы не просили, например, вернуть церковь Суоменлинны».

В православную общину Хельсинки входит пять церквей и две часовни. Главная церковь прихода и всей епархии — построенный в 1864 году Успенский собор в Хельсинки.