Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Приключение без границ

© Фото : Prokudin-Gorskii Collection / Library of CongressСлужащий на Транссибирской магистрали, неподалеку от города Усть-Катав, 1910, фотография С. М. Прокудина-Горского
Служащий на Транссибирской магистрали, неподалеку от города Усть-Катав, 1910, фотография С. М. Прокудина-Горского
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1916 году был закончен последний участок легендарной Транссибирской магистрали. Свыше 25 лет тысячи человек работали в тяжелых условиях, чтобы проложить между Москвой и Владивостоком 9288 километров путей. Сегодня у пассажиров есть выбор: классический маршрут от Москвы через всю Сибирь к Тихому океану, поездка через Маньчжурию и так называемый трансмонгольский путь.

Строительство Транссибирской магистрали было труднейшим свершением. В 1916 году, то есть сто лет назад, был закончен последний участок путей. Свыше 25 лет тысячи рабочих, солдат и арестантов работали в тяжелых условиях, чтобы проложить между Москвой и Владивостоком 9288 километров путей. Легендарная магистраль, которая со временем разрасталась и расширялась: сегодня у пассажиров есть выбор между классическим маршрутом от Москвы через всю Сибирь к Тихому океану, поездкой через Маньчжурию и так называемым трансмонгольским путем. Последний, правда, большей частью также идет по территории России, однако затем, за озером Байкал, сворачивает в сторону Монголии и Китая.

Когда путешествующий по Транссибу выбрал маршрут, ему нужно принять следующее решение: сколько это может стоить, какова будет степень комфорта и затраты при бронировании билета? Так, начиная с 600 евро, можно взять плацкарту во второй класс обычного поезда и ехать шесть дней от Москвы до Пекина. А кому это надо? Так или иначе, на пути следования много интересных городов, таких как Казань, Нижний Новгород, Екатеринбург, Омск, Новосибирск и Иркутск, на осмотр которых можно запланировать пару дней остановки. Это, правда, предполагает планирование заранее, поскольку как раз летом поезда битком забиты.

Или можно решиться на поездку спецпоездом, распланированную от начала до конца и включающую все остановки с выходом в город, но зато и существенно более дорогую.

Мы попробовали оба варианта: на первом этапе мы ехали в «жестком» вагоне обычного поезда от китайского Пекина через Улан-Батор в Монголии до сибирского Иркутска. От озера Байкал поездка продолжилась в стандартном купейном вагоне повышенной комфортности спецпоезда «Царское золото». При этом мы обращали внимание как на оборудование и комфорт, так и на кухню и туристические возможности.

Купе

Поездка начинается в Пекине с неожиданности. Доставшееся нам четырехместное купе в обычном поезде обладает большим комфортом, чем ожидалось: четыре полки обтянуты синим материалом и чисты. На окне на ветру колышется занавеска, а стол снабжен серебристой миской для мусора и термосом. В конце концов, горячая вода всегда есть в самоваре в конце коридора и весьма охотно используется китайцами — для заваривания кажущихся бесконечными запасов супа в пакетиках. Китайские проводники вагона находятся в купе по соседству; помимо прочего, раздают постельное белье и стараются подработать пару юаней продажей пива. Кроме того, они потеют, как и все едущие этим классом. На термометре при отправлении из Пекина 32 градуса, против которых у маленького вентилятора без помощи встречного ветра нет никаких шансов. Посему пассажиры, возможно, чаще, чем нужно, ходят через соседний вагон первого класса с его приятной прохладой.

В спецпоезде «Царское золото» в этом нет нужды. Купе снабжены кондиционерами и в классе повышенной комфортности выглядят так, как рисуешь их себе в романтических представлениях о Транссибирской магистрали: скромно, но с красивой отделкой полок навевающим ностальгию красным плюшем, на которых можно с комфортом растянуться для просмотра транссибирского кино из окна. Правда, купе не кажется большим, чем в обычном поезде. Но зато в нем едут лишь двое, и спится здесь лучше — в последующие ночи монотонный стук колес становится колыбельной.

Что касается туалетов и возможности помыться, то узкую кабину туалета в обычном поезде, в принципе, можно было бы использовать как душ. Но этого никто не делает, ибо спустя краткое время в туалет уже просто не зайдешь.

В «Царском золоте», напротив, в вагонах повышенной комфортности два туалета на вагон, которыми можно пользоваться даже на остановках, а также отличный душ в конце вагона. Все это содержится в безупречной чистоте пухленькой проводницей, затянутой в изящную, но строгую форму и выполняющую свою работу с видимой гордостью. Целыми днями она сидит в своем маленьком купе, видит все, что происходит в вагоне, заправляет постели и всегда готова помочь. Пары ломаных фраз на смеси немецкого, английского и русского достаточно, чтобы объясниться с ней, и она охотно принесет в купе горячей воды для чая. Наш вердикт: балл в пользу спецпоезда.

Программа на борту


Как стадо овечек, группа следует за оранжево-красным флажком гида-переводчика «Царского золота» Анатолия. По историческому кремлю татарского города Казань. Чтобы сделать групповое фото на границе между Азией и Европой. Чтобы посмотреть фольклорные танцы юных россиянок на вокзале Новосибирска, прежде чем, проезжая по городу на автобусе, получить беглое впечатление от городской архитектуры советского стиля. Однако по пути спецпоезд не только совершает такие остановки для выхода в город. Старший гид поезда Дитмар (Dietmar) почти каждый день делает по радио доклады по различным аспектам, касающимся Транссиба. А дегустацию водки и икры Анатолий приправляет русскими тостами.

Помимо этого, даже в поезде обширная культурная программа, так что даже нет возможности заниматься медитацией, глядя в окно, так долго, как хотелось бы. При четко распланированной программе осмотра достопримечательностей за короткое время успеваешь увидеть очень много. Личного времени при таком кругосветном путешествии на колесах почти не остается. Но попутчикам этого, очевидно, хватает. В Иркутске, после посещения рынка, осмотра отреставрированных церквей и деревянных домов и обеда на даче у Татьяны и ее семьи многие попутчики, кажется, рады возможности, наконец, вытянуть ноги. В конце концов, участники поездки, как правило, в возрасте, 50 и старше.

В обычном поезде, напротив, ритм задает лишь расписание. Если хочешь, по пути остановки можно делать, где и сколько хочешь. Организационные расходы в таком случае значительно выше, поскольку весь этот процесс необходимо продумать заранее, когда планируешь поездку. Может, есть желание провести несколько дней на Байкале, чтобы при прогулках по побережью и причудливым деревушкам почувствовать себя, как на море? Или в Монголии, после осмотра быстро развивающейся столицы Улан-Батор вырваться на свободу — в пустыню Гоби, Алтайские горы или к семье кочевника, осмотреть юрту?

Если пребывания где-то не планируешь, но все же хочешь посмотреть на что-нибудь вне поезда, вывешенное в вагоне расписание информирует о том, сколько поезд простоит на той или иной станции. Иногда это полчаса, иногда лишь пара минут. Тогда нужно поторопиться, как в городе Чойр. Как на слаломе, мчишься, огибая продавщиц на перроне, чтобы на куцей площадке перед зданием вокзала полюбоваться на серебристую статую единственного монгольского космонавта. Абстрагируясь от подобных интермеццо, можно сказать, что никакая программа не отвлекает от того, чтобы часами смотреть в окно: на китайские деревни и города и безграничную даль Монголии, в которой полезных животных в десять раз больше, чем людей. Решение за вами — кому что нравится.

Сопровождение в пути

Обычно вода Байкала холодная. Настолько, что старший гид «Царского золота» Дитмар выдает всем решившимся искупаться сертификат мужества. Но в этот раз вода в маленькой бухте такая теплая, как никогда. 23 градуса! Большая часть пассажиров спецпоезда потому не раздумывая, с восторгом устремляется в волны. Российские жители близлежащей деревни, наблюдающие спонтанный спектакль, могут лишь удивляться. «Они что, воды никогда не видели?» — предполагает кто-то из них. Хотя вода действительно теплая, обязательная водка для разогрева льется рекой, прежде чем начнется пикник на берегу с русским шведским столом и еще большим количеством водки. «После этого группа всегда одно целое», — говорит гид Агата. И действительно, вечер стал хорошей возможностью завязать или упрочить знакомства.

Правда, и так в спецпоезде, в купе и между соседями, постоянно завязываются дружеские беседы. В целом на борту почти 200 пассажиров различной национальности — от любителей попраздновать бразильцев до сходящих с ума от поезда австралийцев. Контакт, однако, быстрей всего завязывается с немецкоязычными членами своей группы, к которой причислен для экскурсий, культурной программе в поезде и трех приемов пищи в вагоне-ресторане. Это нелегко, если друг другу не нравишься. Но замечательно, если хорошо понимаешь друг друга, как Карен и Вольфганга из Франкфурта, которые хотели тайно отпраздновать в поезде свою золотую свадьбу. Или Торстена из Липпштадта, сопровождающего своего отца Хайнца.

В обычном поезде, наоборот, больше движения и новых знакомств, и по большей части все заканчивается беглой беседой. В любом случае, постоянно меняющаяся толпа пассажиров невероятно богата контрастами: пассажиров, для которых поезд — самое доступное средство передвижения. И туристов, исполняющих мечту своей жизни. Гуляя по поезду, с большинством из них быстро завязываешь беседу — по-английски или, в крайнем случае, при помощи жестов. Один таиландец рассказывает, что хочет за 4400 долларов и 69 дней хочет объездить 17 стран только на поезде и автобусе. Китайская студентка Ге, изучающая химию, с тремя друзьями едет от Москвы и взяла с собой столько припасов, что в купе почти нечем дышать.

В отличие от двухместного купе «Царского золота», четырехместное купе обычного поезда, в котором проводишь ночь с незнакомыми людьми, — это как лотерея. Овцы, козы, куры, наличие которых предполагаешь в ваге обычного класса на Транссибе, в поезде не едут. Также нет китайских крестьян или монгольских вахтовых рабочих, празднующих братание самогоном. Вместо них — Игорь, русский тинейджер, в одиночку путешествующий из Улан-Батора к родственникам в Улан-Удэ и в 14 лет благодаря мультикам почти бегло говорящий по-английски. Или Кари из канадского Виннипега, севшая в Пекине, чтобы съездить на двухнедельный тур верховой езды по Монголии. С ней сразу возникают доверительные отношения, и когда через 27 часов пути расходятся, испытываешь чувство, что знаешь друг друга целую вечность. Небольшой плюс в пользу обычного поезда.

Еда и напитки

Конечно, вдобавок к багажу с собой в обычный поезд можно взять собственные припасы. Проще, однако, поесть в вагоне-ресторане, который меняют в каждой стране. К сожалению, эта смена не улучшает ассортимент. В Китае, например, все одинаково для всех. В вагоне-ресторане не делается различий по категории вагона. Все в назначенное время должны выстроиться в очередь с талонами на еду. И у вегетарианцев возникает проблема. В меню только одно блюдо: фрикадельки с рисом и соусом. Платить здесь нужно лишь за напитки, еда входит в стоимость билета.

На выбор официантка, сопровождающая действия непонятной смесью китайского и английского, предлагает на подносе банки и бутылки. Кола, вода, пиво? Или, быть может, вино? Оно называется Great Wall of China (Великая китайская стена — прим. пер.), и вкус у него своеобразный.

После простенького китайского вагона-ресторана монгольский со всевозможной деревянной резьбой, изображающими лошадей картинами и традиционной лошадиной упряжью — маленькое открытие. И, несмотря на это, вагон пуст. Вероятно, потому что здесь нужно платить — за два сухих ломика поджаренного хлеба с яйцами и кофе из пакетиков, который выглядит как какао. Их приносит равнодушная монгольская официантка, заканчивающая любую попытку заговорить с ней закатыванием глаз. Скорее равнодушно, чем агрессивно позже, в России, действует бледный официант, обслуживающий нас до Иркутска в российском вагоне-ресторане  с невзрачным интерьером.

В «Царском золоте», напротив, сразу три по-разному оборудованных вагона-ресторана. В стоимость билета здесь входит круглосуточное обслуживание, так что ресторан становится вторым купе, в котором пребываешь до трех раз в день. В вагоне-ресторане А таджикский повар Миша каждый день создает три различных блюда для обеда и ужина, то говядину по-декабристски, то блюдо «Царский двор» из благородных пород рыб, то сибирские пельмени. Все это на крошечной кухне, которую частично он даже делит с двумя помощницами. Действительно удивительно. Плюс спецпоезду.

Пограничный контроль

Сравнение все еще продолжается. При пограничном контроле в обычном поезде возникает легкая нервотрепка. На китайско-монгольской границе возбуждение возрастает потому, что паспорта собираются, а после небольшого шопинга в магазине duty-free на вокзале Эренхота выясняется, что поезда на путях больше нет. Но это, правда, из-за смены колеи вполне нормально. Однако неприятное чувство остается, когда стоишь без документов на перроне, от которого посреди ночи лучше не отходить. При остановке на монгольско-российской границе атмосфера еще напряженней. «Здесь всегда тихо, как на кладбище», — шепчет русский тинейджер Игорь.

Он уже знает всю местную процедуру: сначала тоже соберут паспорта, потом пассажиры ночью будут сидеть в четырехместном купе друг напротив друга и до смерти долго ждать паспортного контроля. Нервное напряжение возрастает и из-за монгольской контрабандистки. Она весьма ловко всучивает некоторым пассажирам пару-тройку вещей из своей контрабанды, чтобы позже не попасться российским таможенникам со своим мешком, полным дамских сумочек. Многие против воли берут несколько принесенных мошенницей, ядовито пахнущих пластиком вещиц и засовывают их подальше на багажную полку, в надежде, что пограничники этим не заинтересуются.

А те, наконец, далеко за полночь приходят в купе и со строгой интонацией пограничников ГДР спрашивают по-русски, что из запрещенного есть в багаже. Затем они проходятся по документам и багажу таким предельно серьезным взглядом, что и сомнений в их авторитете не возникает. Наконец, они следуют дальше. Сумочками они не заинтересовались. И контрабандистку не поймали. На следующее утро она, громко бормоча, отбирает свои вещи у недобровольных соучастников.

«Царское золото» по сравнению с обычным поездом — зона без приключений. Нет даже и тени страха пропустить что-либо: в конце концов, ведь старший гид Дитмар четко, как для идиотов, проговаривает по радио все остановки и пункты программы, информация о которых к тому же развешена в вагонах на разных языках. Соответственно, все здесь функционирует без проблем, что с учетом большого числа пассажиров с точки зрения обеспечения путешествия производит большое впечатление. Явный минус обычному поезду.