Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Столь цветным был Берлин после капитуляции 1945 года

Вскоре после окончания войны операторы из США сняли на пленку жизнь разрушенной столицы рейха. Дорогая цветная пленка показывает счастье выживших. Ужасы войны она передать не смогла.

© AP PhotoБерлинцы набирают воду на улице полуразрушенного города, апрель 1945 года
Берлинцы набирают воду на улице полуразрушенного города, апрель 1945 года
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
«Подарком природы было лето 1945-го», — вспоминал актер Гюнтер Лампрехт о первых месяцах после Второй мировой войны. «Прекрасное лето, как книжка с картинками». В последние дни апреля 15 летнего школьника солдаты спасли от убийственной глупости — желания все еще воевать против Красной армии. Он воспринимал солнечные дни с июня по август 1945 года как «своего рода извинение Неба за павших».

«Подарком природы было лето 1945-го, — вспоминал много десятилетий спустя актер Гюнтер Лампрехт (Günter Lamprecht) о первых месяцах после Второй мировой войны, — прекрасное лето, как книжка с картинками». Школьник, которому в ту пору было 15 лет и который в последние дни апреля был спасен более взрослыми солдатами от убийственной глупости — желания все еще воевать против Красной армии, воспринял солнечные дни с июня по август 1945 года как «своего рода извинение Неба за павших, за бессмысленные смерти последних лет».

Все это особое настроение в по большей части опустошенной, разбитой бомбами союзников и советскими снарядами столице рейха узнается на цветной пленке, которую нашел и оцифровал с высоким разрешением потсдамский кинематографист Константин фон цур Мюлен (Konstantin von zur Mühlen) Конечно, операторы тратили свою по тем временам редкую и дорогую пленку только на те кадры, у которых, по их мнению, был шанс использоваться агентствами на Западе (и потому и быть оплаченными).

Поэтому пленка не может отобразить всей действительности лета 1945 года. Правда, видны счастливые лица людей всех возрастов и обоих полов, — лишь мужчин в возрасте от 20 до 45 лет здесь явно не хватает. Большинство из них до весны 1945 года носили серо-грязную форму вермахта. В те недели, когда создавались эти кадры, порядка 1,1 миллиона немцев находились в плену; примерно по трети в британских, советских и американских лагерях, остальные — во Франции, Югославии и некоторых других государствах, из них где-то 5000 в Люксембурге.

При просмотре цветных снимков бросается в глаза еще кое-что: смерть в 1945 году была в городе повсеместно, но только не в центре кадра. На многочисленных пустых и незастроенных участках земли и маленьких лужайках на заднем плане виднеется разрытая земля, иногда с крестами, иногда со стальными касками.


В битве за Берлин, длившейся с 16 апреля по 2 мая 1945 года, погибли почти 80 000 красноармейцев, добрая часть которых — в черте города. Прах большинства из них до 1947-48 гг. был упокоен у трех памятников: в Тиргартене, Трептов-парке и Шенхольце. Остальные примерно 130 000 жертв войны и деспотизма лежат в воинских могилах федеральной земли Берлин, — среди них также солдаты вермахта, павшие в заключительных боях, а также примерно 22 000 погибших под бомбежками 1940-1945 годов, узников концлагерей, занятых на принудительных работах, военнопленных и жертв национал-социалистического расистского безумия.

От лета 1945 года сохранились фотографии берлинцев, нежащихся на берегах озер и рек, загорающих и купающихся. Прямо рядом с таким бурным весельем видны деревянные кресты со стальными касками, обозначающими места захоронения спешно и неглубоко зарытых павших немцев. Выжившим это не мешало, они были рады, что остались в живых.

Простое затемнение пленки не помогало. Летняя температура привела к невиданному в Берлине десятилетия феномену: «Жара парит над городом, нависает над многочисленными свежими могилами. Под тонким слоем пыли шевелятся мертвецы, — писала Рут Андреас-Фридрих (Ruth Andreas-Friedrich), которая сама участвовала в Сопротивлении, против гитлеровского режима, — уже болтают о трупной чуме».

Быстро, как только возможно все временно похороненные жертвы были выкопаны и похоронены на больших погребальных полях на кладбищах. Гробов не было, дерево было нужно для починки поврежденных домов и для приготовления пищи: «Кого сегодня хоронят, тому в лучшем случае достается картонная коробка, заклеенная черной бумагой для затемнения и с крестом из полос станиоля».

Кадров этого на пленке фон цур Мюлена нет. Это неудивительно, поскольку зрители хотели видеть жизнь, а не вспоминать об и без того проникшей трауром в большинство британских и множество американских семей смерти, которая все еще собирала обильную жатву в Тихом океане. Правда, руины были засняты, как бы для удостоверения победы над гитлеровской Германией. Но очень мало могил и никакого перезахоронения. Жизнь продолжалась.