Российская Екатерина Великая, одна из наиболее блестящих и образованных среди женщин-правителей в истории, имела немало страстных увлечений. Однако мы склонны помнить наиболее скандальные из них. «Распространенное представление о ней состоит в том, что у нее было много любовников, в том числе такие, о которых известно, что они были довольно странными, — говорит историк и литератор Сьюзан Джейк. — На этом распространенное представление о ней и заканчивается».

Однако в действительности можно сказать значительно больше об этой замечательной правительнице, которая поначалу была малоизвестной немецкой принцессой, а затем превратила себя в Екатерину II, императрицу и владычицу всея Руси.

Как отмечает Джейк в своей недавно вышедшей увлекательной книге «Императрица искусств: Екатерина Великая и трансформация России» (The Empress of Art: Catherine the Great and the Transformation of Russia), эта правительница XVIII века интересовалась высоким искусством и архитектурой, которые она воспринимала как инструмент дипломатии, а также как источник гордости и наслаждения.

Будучи «ненасытной в области искусства», как она сама говорила, Екатерина использовала европейскую живопись и вдохновленные европейцами архитектурные строения для того, чтобы провозгласить Россию частью современного западного мира. Ее наследие продолжает жить и сегодня в красоте Санкт-Петербурга, а также в знаменитой художественной коллекции музея Эрмитаж.

В этом интервью Джейк рассказывает о ее навязчивых идеях, о ее завоеваниях, а также о ее поразительной двойственной натуре. «Она полна противоречий, — отмечает Джейк. — Но именно эти противоречия делают ее невероятно занимательной».

Christian Science Monitor: Что заставило вас обратиться именно к этой части жизни Екатерины?


Сьюзан Джейк: Меня очень интересуют искусство и музеи, и я считаю ее необыкновенно привлекательной. Хотя Екатерина является предметом немалого количества биографий, не может не вызывать удивления то обстоятельство, что ни в одной из них она не была представлена сквозь призму искусства и архитектуры.

Ее коллекция искусства начала создаваться по политическим причинам, однако со временем она, на самом деле, стала знающим и страстным коллекционером, а ее собрание работ старых мастеров живописи насчитывало 4 тысячи единиц. Она также страстно относилась к искусству, как к своим иностранным завоеваниям и любовным интригам. То есть, она представляет собой неотразимый предмет для изучения.

— Каким образом она использовала искусство для трансформации России?


— Она была заурядной немецкой принцессой, которую выдали за российского наследника в возрасте 15 лет. Это был очень несчастный, жалкий брак. После 18 лет жизни в России она устраивает дворцовый заговор, в результате которого погибает ее весьма непопулярный супруг — правнук Петра Великого.

Она захватывает власть, и особого труда это не составило. Но она оказывается в непростом положении из-за того, что она немка. У нее возникают серьезные проблемы с ее немецким происхождением, и поэтому она с самого начала решила взять себе в качества образца прадеда своего мужа и великого западника. Она концентрирует свое внимание на коллекции западного искусства и на неоклассической архитектуре мирового уровня, используя искусство для легитимации своих весьма шатких претензий, а также для изменения имиджа России.

— Что можно сказать о ней как о личности?

— Она была весьма обаятельным и остроумным человеком, и европейские лидеры ее явно недооценили. Она была также очень проницательной и амбиционной правительницей. Она провела две войны против Оттоманской империи, аннексировала Крымский полуостров и провела раздел Польши, после которого она перестала существовать.

Что касается романтической стороны, то у нее было около дюжины фаворитов, преимущественно это были молодые люди, и все эти связи считались весьма скандальными. Даже когда она стала стареть, она предпочитала выбирать все более молодых мужчин. Хотя Екатерина были известна своей колоритной личной жизнью, она была достаточно стыдливой. Ей не нравились скабрезные анекдоты, а в искусстве она не любила наготу за рамками мифологических сюжетов.

— А как она воспринимала саму себя?

— Она считала себя просвещенной и культурной императрицей России, императрицей Просвещения, она высоко ценила разум и самоконтроль. Однако она были невероятно экстравагантна с точки зрения приобретения предметов искусства и своего строительства.

Она была полна противоречий, и именно эти противоречия делают ее бесконечно привлекательной.

— Насколько успешными оказались ее усилия?

— Сначала Россия рассматривалась, в основном, как отсталая страна. Она хотела добиться престижа для себя и для России с помощью галерей, наполненных полотнами Рубенса, Рембрандта и Ван Дейка. Более 30 лет она поддерживала контакт с ведущими знатоками искусства по всей Европе — это было впечатляющее, но и противоречивое достижение, — и она смогла собрать первоклассную коллекцию произведений искусства. С помощью этой коллекции и с помощью строительства прекрасных зданий в стиле неоклассицизма ей удалось изменить имидж России. Вместе со своими военными завоеваниями страна получила место на карте как культурный центр и мощная военная держава.

— Одна из замечательных вещей относительно вашей книги состоит в том, что Екатерина оживает в ней с помощью ее писем. Что вы смогли узнать из них?


— Она любила писать письма, и она в течение всей своей жизни переписывалась с некоторыми ведущими европейскими интеллектуалами, включая Вольтера.

Ее письма позволяют говорить о ней как о весьма остроумном, ярком и забавном человеке. Она давала прозвища людям, которые не всегда были комплиментарными, и она всегда оставалась забавной. Она с юмором говорит о различных своих заказах в области искусства.

Екатерина была весьма склонна умалять свои достоинства. Это было частью того образа публичного человека, который она приняла. Она постоянно была самой умной среди окружавших ее людей, и это может быть весьма угрожающей ситуацией для мужчин. Поэтому она говорила о своей «ненасытности в отношении искусства». На самом деле, она была силой, с которой нужно было считаться.

— Была ли негативная сторона в ее коллекционировании?


— Художественная коллекция Екатерины во дворцах не помогала русским людям, и ее критиковали за то, что она не поддерживала российских художников, а также за то, что она сосредоточила свое внимание на западном искусстве. Она была невысокого мнения о русском искусстве и русской архитектуре, за редкими исключениями.

— Как к ней относятся сегодня в России?


— Ее репутация была восстановлена в течение пары десятилетий. В России ее признают как сильного лидера, расширившего империю и сделавшую ее более богатой — российская экономика процветала во время ее правления, — и она оставила культурное наследие.

— Что она оставила после себя на художественном фронте?


— Она оставила принявшую ее страну с огромным культурным наследием, включая Эрмитаж, являющийся сегодня одним из самых любимых музеев в мире, а также Санкт-Петербург — прекрасный и элегантный город. Это следует считать ее достижением.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.