Ориентированный на контркультуру журнал Vice Media, превратившийся в многонациональную медийную империю, получил контрольный пакет акций журнала Garage. Эта новость невольно вызывает вопрос: «О чем речь?»  Ведь, несмотря на все старания его 35-летней основательницы, российского арт-предпринимателя Даши Жуковой, выходящий два раза в год журнал Garage (в котором современное искусство и дизайн встречаются с высокой модой) продолжает оставаться весьма нишевым продуктом.

Однако этого нельзя сказать о других вторжениях г-жи Жуковой на культурную сцену ее родной Москвы, а также и в более широкий художественный мир. В 2008 году, когда г-жа Жукова основала в российской столице Центр современной культуры «Гараж», она мало знала о современном искусстве, которое она собиралась показывать в Москве. Однако с того времени ее состояние — она является третьей женой Романа Абрамовича, одного из самых богатых российских бизнесменов, —  а также ее ум и гламурные связи сделали ее значительной фигурой в мире искусства.

Первоначальный «Гараж» был заметен два года назад блестящим зданием в московском Парке имени Горького, построенном по проекту Рема Колхаса (Rem  Koolhaas), в котором сегодня проводятся выставки некоторых значительных художников международного уровня. Кроме того, г-н Абрамович произвел сенсацию на рынке предметов искусства, купив работы известных авторов с многомиллионным ценниками, в том числе произведения Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) и Люсьена Фрейда (Lucian Freud).

Дарья Александровна Жукова родилась в Москве в 1981 году в семье представителей московской интеллигенции, где господствовали сильные женские ролевые модели в лице ее мамы и бабушки — обе они были научными работниками. Ее отец Александр Жуков занимается торговлей нефтью, а также является основателем ныне уже не существующей компании Sintez UK. Когда г-же Жуковой исполнилось три года, ее отец развелся с ее мамой Еленой, а в 1990 году Елена вместе с дочерью, получив работу научного сотрудника, переехала сначала в Хьюстон, штат Техас, а затем в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе.


Г-жа Жукова училась в частной школе в Западном Голливуде, а затем поступила в Калифорнийский университет в Санта-Барбаре, где изучала славяноведение и литературу. 

Все это было очень далеко от происхождения ее мужа. Г-н Абрамович, которому сегодня 49 лет, родился в Саратове в бедной еврейской семье и остался сиротой в возрасте четырех лет. Но когда мисс Жукова встретилась с ним в 2005 году, его состояние уже оценивалось в 10 миллиардов долларов. Приобретение им в 2003 году футбольного клуба «Челси» несколько смягчило его имидж, созданный постоянными обвинениями относительно его деловых и политических сделок.

Сегодня журнал Forbes оценивает его состояние в 8 миллиардов долларов, а его семья постоянно перемещается между Москвой, Лос-Анджелесом, Лондоном (где у них три дома), Нью-Йорком (трехэтажный дом из коричневого камня в районе Верхний Ист-Сайд) и яхтой с двумя бассейнами и двумя вертолетными площадками.

Именно с помощью этого невероятно богатого человека г-жа Жукова неожиданно появилась на международной арт-сцене. Она создала свой лейбл в области моды Kova & T и, кроме того, некоторое время была редактором посвященного вопросам стиля и музыки журнала под названием Pop (ее единственный предыдущий опыт работы в качестве главного редактора), однако искусство раньше не было частью ее жизни. Но уже в 2007 году эту пару стали замечать на художественных ярмарках и на вернисажах, а рекомендации относительно покупок им стали давать кураторы самого высокого уровня. Недавно в одном из интервью она рассказала о том, что они тайно поженились семь лет назад, и сегодня у них двое маленьких детей (у г-на Абрамовича пять детей старше по возрасту от его второго брака).

Поначалу все, разумеется, считали г-жу Жукову еще одной красивой, состоятельной светской особой, купающейся в лучах гламура мира искусства. Некоторые люди до сих пор придерживаются такого мнения. «А любит ли она вообще искусство?», ворчливо спросил опытный инсайдер, вспомнив состоявшееся несколько лет назад интервью, когда г-жа Жукова не смогла назвать ни одного имени художника. Однако близкие к ней люди отмечают страстное отношение г-жи Жуковой к своим проектам, ее энтузиазм и уважение к художникам, а также ее желание учиться.  Дерек Бласберг (Derek Blasberg), постоянный обозреватель журнала Garage, считает ее «невероятно практичной». С помощью лучших советников, архитекторов, кураторов и самих художников ей, несомненно, удалось создать в Парке имени Горького художественную галерею мирового класса, а также радикальным образом изменить московскую культурную сцену.

А теперь она и ее муж нацелились на Санкт-Петербург, где принадлежащая г-ну Абрамовичу компания Millhouse Capital инвестирует около 400 миллионов долларов в проект, целью которого является трансформация занимающего площадь в 7,8 гектара острова Новая Голландия в культурно-туристический комплекс с выставочными пространствами, гостиницей и другими вещами.

Кроме того, создается впечатление, что нет ограничений относительно того, что может быть куплено за деньги для журнала Garage. На фоне целой когорты блестящих имен в области искусства, фотографии и моды его стиль представляется весьма откровенным: в первом номере, в 2011 году, одна модель демонстрирует в нижней части своего живота татуировку в виде бабочки, выполненную Дэмиеном Херстом (Damien Hirst); другая модель показывает презервативы, дизайн которых был разработан художником. А недавно на обложке появилась вдохновленная «зайчиком» Джеффа Кунса (Jeff Koons) обнаженная модель, выкрашенная в серебряный цвет. Однако журнал можно также назвать креативным с точки зрения работы редактора: посмотрите на это изображение с помощью программного приложения Garage Mag, и виртуальная скульптура Кунса появится в формате 3D. А номер с использованием технологии «поскреби и понюхай» (scratch ‘n’ sniff) приглашает парфюмеров создавать новые запахи в качестве реакции на предметы искусства.

Г-жа Жукова обладает практически неограниченными ресурсами, и зачем ей, в таком случае, компания Vice Media? Ответ, судя по всему, может быть таким: все деньги мира не могут сделать тебя богатой, а журнал Garage (несмотря на заявленные 90 тысяч читателей) остается в международном плане малоизвестным. Журнал Vice, который энергично продвигается на рынках с большим количеством миллениалов из поколения Y (Южная Америка, Индия), очевидно, хочет проложить путь на сложный российский рынок, а также получить доступ в мир искусства, и он обещает журналу Garage новый видеоканал в ходе «расширения глобального распространения» этого издания, главным редактором которого будет, по-прежнему, г-жа Жукова.   

Детали данной сделки остаются неизвестными. Однако возникает некоторое сомнение относительно того, что главную роль в ней играли деньги.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.