Турция вернулась в сердца россиян. На следующий день после отмены эмбарго на турпоездки из России в Турцию турагентства зафиксировали 7-процентный скачок продаж. Днем позже турецкие направления попали в топ запросов, при этом 38% клиентов хотели попасть на еще не взлетевший первый чартер в Анталию: рейс из Санкт-Петербурга, намеченный на 7 июля, в последний момент отменили в ожидании от турецкой стороны расширенных гарантий безопасности для воздушного транспорта из России. Россияне при этом уже пакуют в чемоданы свои парео и вьетнамки.

Низкая конкуренция

На данный момент можно пользоваться регулярными рейсами, которые повышают стоимость стандартного туристического пакета на 40% по сравнению с чартерными до 650-800 евро в неделю за полупансион, однако европейские и азиатские направления остаются гораздо более дорогими. В Египет путь закрыт после взрыва террористами ИГ (организация запрещена на территории РФ — прим. редакции) самолета Airbus с 224 российскими туристами на борту в конце октября прошлого года. В то же время конкурирующие направления — Кипр, Болгария, Греция — отметили резкое падение спроса и сегодня вынуждены предлагать своим клиентам услуги со скидкой 10%. Крымские туроператоры отмечают скачок продаж туристических пакетов в Турцию даже на самом полуострове, который должен был стать главным туристическим направлением самых патриотичных россиян.

Русское побережье

Первый приземлившийся в Анталии рейс российских авиалиний турки приветствовали цветами и ликованием. И дело не только в деньгах: Турция — действительно популярное у россиян побережье, в Кемер и его окрестности летало каждый год около 4 миллионов туристов. Это было первое постсоветское курортное направление, ближайшая страна с безвизовым режимом, куда можно поехать в последний момент, не проходя через долгие и часто неприятные процедуры получения европейской визы. Это была первая «заграница» для бывших советских граждан после падения Берлинской стены, «заграница» добрая и нечванливая, где можно не стесняясь получить инструкции по применению всего нового: гостиниц, шведского стола, бассейна, супермаркетов.

Дух Запада

Москва наполнилась подделками футболок Chanel и сумок Gucci, в каждом доме появились фотоальбомы с ярких экзотических курортов, выглядевших так же роскошно, как в кино. Пейзаж казался странно знакомым, похожим на Крым (в то время еще украинский), турецкие продавцы и официанты тут же выучили русский язык, и анатолийское побережье стало новым Сочи. С годами и улучшением финансов россияне открыли для себя и Римини, и Сардинию, и Бали, и Акапулько, но Турция осталась для России курортным направлением номер один.

Сбитый истребитель

Так было до ноября 2015 года, когда ВВС Турции сбили российский истребитель, совершавший полет в Сирию. По мнению турков, Сухой нарушил их воздушное пространство, по мнению русских — самолет не покидал пределы сирийской территории. Одного из пилотов, спускавшегося на парашюте, повстанцы расстреляли из пулеметов. Владимир Путин, разгневанный «ударом в спину», распорядился приостановить все торговые соглашения с Реджепом Тайипом Эрдоганом, что означало конец туризма, но также и турецкого строительного бизнеса (имевшего своего рода монополию на стройки среднего класса) и импорта пищевых продуктов, в частности, помидоров и лука.

Санкции и контрсанкции

Нынешнее примирение между Москвой и Анкарой разразилось столь же внезапно, как война. В том числе потому, как объясняет Лев Гудков из независимой исследовательской организации «Левада-Центр», что третье место, занимаемое Турцией в списке наиболее враждебных по отношению к России стран — после США и Украины, — это результат скорее пропаганды, нежели глубинного и сформированного отношения. Опросы показывают, что россиян все чаще утомляют многочисленные санкции и контрсанкции, мешающие им жить: 54% россиян хотели бы снятия наложенного Путиным в ответ на санкции Запада пищевого эмбарго с западных стран, 40% — ощутили действия этого эмбарго на себе, и национальная гордость спустя два года не восполняет разочарований, нанесенных экономическим кризисом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.