Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проблемы высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке

© AP Photo / Nariman El-MoftyСтуденты в Каирском университете
Студенты в Каирском университете
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Каждый, кто получал высшее образование, обязан Ближнему Востоку и Северной Африке. В Иране, Марокко и Египте расположены три старейших университета мира. Однако сейчас качество образования в регионе — одно из самых низких в мире. Лишь два или три арабских университета находятся в списке 500 лучших университетов в мире, а в списке из 200 лучших университетов нет ни одного арабского.

Ближний Восток и Северная Африка, колыбель высшего образования, регион, где расположены три старейших университета мира, продолжающие свою работу по сей день в Иране, Марокко и Египте… В университете Карауина в Фесе получали степени с 859 года н.э., в то же время действовала древняя Александрийская библиотека, в дополнение к хранилищу книг и рукописей, собранных в эпоху Птолемеев силами ученых, которые путешествовали по Средиземноморью и за его пределы. Ибн Халдун за 400 лет до Адама Смита установил основы экономической теории. Короче говоря, каждый из нас, кто получал высшее образование, обязан Ближнему Востоку и Северной Африке. Однако сейчас качество образования в странах этого региона — одно из самых низких в мире. Лишь два или три арабских университета находятся в списке 500 лучших университетов в мире, а в списке из 200 лучших университетов нет ни одного арабского.

Работодатели жалуются, что у выпускников ВУЗов нет навыков, необходимых на мировом рынке. Многие из них некомпетентны в области математики, инженерии, других технических специальностей, в то время как они являются наиболее востребованными. Кроме того, выпускникам не хватает также «личных навыков» — креативности, умения работать в команде. Во многом это связано с сохранением идеологизированности в сфере образования. Несмотря на то, что уровень безработицы в Египте превышает 10%, около 600 тысяч рабочих мест вакантны. Уровень безработицы среди выпускников ВУЗов на Ближнем Востоке и в Северной Африке составляет порядка 40%, а занятость женщин — несмотря на то, что большинство из них лучше образованы, — одна из самых низких в мире. Хуже всего то, что различные экстремистские группировки используют университеты как один из источников пополнения своих рядов.

Как это случилось? Как же может область высшего образования усиливать проблемы, с которыми сталкивается Ближний Восток, вместо того, чтобы помогать справляться с ними? Что можно сделать, чтобы арабские университеты вновь стали лучшими в мире?

***

Стоит начать поиск причин с нынешних проблем в регионе. Совершенно очевидно, причины высокой безработицы среди выпускников различных ВУЗов часто связаны с инвестиционным климатом и отсутствием роста частного сектора. Есть и черты, характерные для всех стран региона. Большинство выпускников получают работу в государственном секторе, поэтому государство было первым и последним работодателем, у кого можно получить работу. Эта особенность накладывает определенный отпечаток на качество образования, что выражается в следующем:


— выбор специализации не столь важен для работы в государственном секторе, поэтому студенты не выбирают «сложные» дисциплины, связанные с наукой и техникой, а стараются выбрать дисциплины «попроще», вроде литературы и истории;

— работа в государственном секторе не требует «личных навыков»;

— методика обучения основывается на запоминании и повторении того, что говорит профессор, без вопросов и обсуждений, что приемлемо для государственного сектора, но неприемлемо для частного сектора, которому нужны творческие умы, которые смогут, например, предложить иной путь решения проблемы. Такой подход к обучению также облегчает вербовку в экстремистские группировки;

— университеты обеспечивают почти полностью бесплатное образование. Такой подход к ценообразованию основан на идее о том, что бедные должны иметь возможность получить высшее образование, чтобы избавиться от нищеты. Однако наблюдается иная тенденция: большинство студентов университетов — это представители обеспеченных слоев населения. Такая ситуация сложилась не только в странах Ближнего Востока и Северной Африки, но и в Азии и Африке. Причина этому также лежит в сфере экономики. Когда предлагается что-то бесплатное, появляется высокий спрос. Университет организует вступительные испытания для того, чтобы отобрать студентов в условиях большого количества абитуриентов. Однако лишь обеспеченные семьи могут отправить своих детей в лучшие средние школы, где их смогут подготовить к сдаче вступительных экзаменов. В результате университеты заполнены студентами из самых богатых слоев общества. Иными словами, доступ к высшему образованию есть у всех, однако у обеспеченных граждан больше возможностей занять эти места, чем у бедных. Проблема усугубляется еще и тем, что у бесплатного образования почти нет стимулов для повышения качества. Университет зарабатывает немного, чтобы вкладывать в развитие учебных планов. В то же время и студенты не требуют повышения качества, как если бы это было, если бы они платили за него — в таком случае ВУЗ обязан был бы оправдать их инвестиции.

***

Однако введение платы за обучение не решит проблемы высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке. С одной стороны, у бедных должна сохраняться возможность покрывать расходы на образование, однако необходимо, чтобы эта проблема решалась с помощью поиска стипендий, а не безграничных субсидий, которыми могут воспользоваться и обеспеченные граждане. С другой стороны, необходимо перейти к другой управленческой стратегии, так как эти изменения не могут не вызвать политическую реакцию. Вместе с тем, университет должен быть заинтересован в инвестициях в качество образования, а студенты должны иметь стимул требовать еще более высокие стандарты качества.

Если это произойдет — государственный сектор перестанет быть единственным работодателем, и будет сломлена система финансирования, порождающая пагубную зависимость отсутствия качества и мотивации — тогда мы сможем сказать, что долгий путь восстановления высшего образования на Ближнем Востоке и в Северной Африке пройден.