Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пропаганда и реальность: Крым 1943-45 годов в российских телесериалах

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
О политических целях и грубых методах российской телепропаганды написано и сказано немало. В частности, и о том, как она более двух десятилетий обрабатывала крымчан, готовя их поддержку оккупации полуострова. И сегодня она изо всех сил и вполне эффективно засоряет мозги как гражданам России и жителям Крыма, так и определенной части украинцев.

О политических целях и грубых методах российской телепропаганды написано и сказано немало. В частности, и о том, как она более двух десятилетий обрабатывала крымчан, готовя поддержку с их стороны оккупации полуострова. с их стороны. И сегодня она изо всех сил (и достаточно эффективно) засоряет мозги как гражданам России и жителям Крыма, так и определенной части украинцев (не без ее влияния примерно 10% граждан Украины, живущих вне оккупированных территорий, чуть ли не влюблены в Путина и поддерживают его действия — такие цифры дают практически все социологические агентства, — как украинские, так и западные). Некоторые из российских либералов грустно шутят, что в случае, если бы вдруг перестали работать все телевизоры, у десятков миллионов россиян началась бы «ломка», как у наркоманов без «дозы», потому что они живут в мире телеиллюзий, радикально отличном от реального.

 

Но было бы ошибкой считать, что российская телепропаганда сводилась или сводится к лобовым атакам на сознание и подсознание аудитории в стиле à la Дмитрий Киселев или Владимир Соловьев. Есть в ее арсенале и значительно более изощренные приемы, прежде всего связанные с десятками телесериалов, которые ежегодно выходят на экран и рассчитаны не только на «простонародье», но и на более или менее образованную публику. В том числе — и телесериалы, в которых рассказывается о 1943-45 годах, ключевых для понимания крымских реалий ХХ и ХХI веков.

 

Возьмем для примера три талантливо сделанные сериала «Диверсант 2: Конец войны» (2007), «Смерть шпионам. Крым» (2008) и «Ялта-45» (2011), которые неоднократно показывались и российскими, и номинально украинскими телеканалами, то есть на Крымском полуострове их можно было насмотреться до отвала. 

 

Во всех трех главными героями являются офицеры и генералы СМЕРШа (контрразведки времен войны), военной разведки и НКВД. Во всех трех с помощью различных методов выстроена существенно подправленная историческая «действительность». Она возникает на экранах телевизоров, чтобы затем прочно закрепиться в подсознании миллионов людей, и не в последнюю очередь — самих крымчан.

 

Итак, начнем с фильма «Смерть шпионам. Крым». Это самый длинный из трех телефильм (восемь серий), который, в свою очередь, является второй частью цикла под общим названием «Смерть шпионам» (всего пока снято пять частей). Действие трех из них происходит на «материковых» украинских землях, одной — в Белоруссии, а одной — на южном берегу Крыма. «Войну выиграли благодаря сотрудникам «органов», — таков главный мотив цикла. Эти сотрудники выступают в разных ипостасях и под разными личинами — то разведки, то военной контрразведки, то спецотрядов НКВД, — но в любом случае зрителю понятно — речь идет о «компетентных органах». И еще одна важная деталь: немцы в фильмах между собой разговаривают на немецком (с наложенным переводом), русские — на русском, а белорусы и украинцы… тоже на русском, даже в селах. Изредка из уст некоторых эпизодических персонажей звучит или «тарапуньковский сленг» украинского языка, или искаженные украинские слова, произнесенные с московским акцентом. Украина без украинцев — так далеко даже нацисты в своих планах не заходили. А здесь номинально полуукраинский продакшн Star Media наглядно доказывает, что и Винницкая область, и Слобожанщина, и Полесье (а именно эти регионы являются ареалами действия трех из пяти частей цикла) — «русский мир», а отдельные «хохлы» с их «хохляцким наречием», как говорит один из персонажей первого сезона, — это единичные вкрапления в него, при том или какие-то дурачки, или полицаи… Ну, а из всех белорусов в телефильме только один говорит на «трасянке», то есть на местном варианте того, что на Украине называется «суржик».

 

Фабула крымского фильма из цикла «Смерть шпионам» такова. Осень 1944 года. В Крыму, который за полгода до этого заняла Красная армия, в условиях абсолютной секретности готовится конференция лидеров трех победивших государств — СССР, США и Великобритании. А то, что грядет победа Объединенных Наций, уже не сомневается никто. Единственный шанс, который остается у нацистской Германии — попытаться физически устранить «большую тройку» Рузвельта, Сталина и Черчилля вместе с их ближайшими соратниками и помощниками, ведь все они соберутся в Ялте в начале 1945 года. Немецкие диверсанты заранее готовят террористическую операцию, и на пути им становится непобедимый СМЕРШ.

 

Ну, а чтобы утвердить ценности «русского мира», в телевизионном Крыму 1944 года не показано и следа того, что здесь жили крымские татары. Никто даже не упоминает об их депортации — и о депортации крымских греков, армян и болгар, все сведено к «выселению тех, кто не имеет прописки». Иначе говоря, Украина без украинцев, Крым без крымских татар, даже без их следа…

 

При этом, очевидно «отбеливая» сталинский тоталитаризм, авторы «Смерти шпионам» используют откровенно похабные политические приемы. Крымская часть цикла заканчивается такой надписью на экране: «11 февраля 1945 года Ялтинская конференция закончила свою работу. Решения, принятые Иосифом Сталиным, Франклин Рузвельтом и Уинстоном Черчиллем создали систему мироустройства, позволившую планете более чем на полвека забыть о том, что такое война».

 

Как принято говорить, Геббельс отдыхает. О локальных войнах я молчу — их были десятки, нередко длительных с миллионными жертвами (например, война во Вьетнаме, которая продолжалась с начала 1960-х до 1975 года или ирано-иракская война 1980-1988-го годов). А советское вторжение в Афганистан — что, его не было никогда? И подстрекаемой СССР войны на Ближнем Востоке — тоже? И войны, которую Объединенные Нации вели в Корее против агрессии со стороны Сталина, Мао и Ким Ир Сена, в которой стороны потеряли погибшими более 2 миллионов человек и которая лишь чудом не переросла в ядерную, тоже никогда не было? И, в конце концов, Ялтинская система отдала под омофор Сталина чуть ли не половину европейских стран, где на полвека с лишним воцарились насаженные Кремлем тоталитарные режимы. Но для юридически полуукраинского продакшна Star Media в этом цикле самое главное — выстроить параллельную реальность, в которой зло есть добро, ложь — правда, Крым — априори лишен крымцев, чекисты — герои без страха и упрека, а Сталин — великий политический деятель…

 

Борьбе с немецкими шпионами и диверсантами в канун Ялтинской конференции посвящен и четырехсерийный телефильм «Ялта-45» («Арт-Базар Синема», «Централ партнершип»), претендующий чуть ли не на документальное воспроизведение истории: в нем фигурируют реальные тогдашние персонажи, титры представлены на фоне фотографий военной поры (это, кстати, один из самых любимых приемов пропагандистских телесериалов: стилизация «под документ»). Этот сериал производит впечатление куда более правдивого: здесь упоминаются и массовые депортации крымских татар и армян («Пол Крыма выселили, а других десять раз проверили», — говорит один из героев фильма), и жестокость «органов» рельефно изображена, и нищета военного времени показана — наряду с роскошью «верхов». Но в то же время сериал ненавязчиво подсказывает аудитории «правильные» ответы относительно исторических событий. И «хорошие» представители этих же «органов» фактически выигрывают войну, срывая покушение на Сталина, Рузвельта и Черчилля, и за крымскими татарами грехи водились (скажем, в одном из партизанских отрядов было пятеро крымцев; четверо дезертировали, а пятый оставшийся воевал хорошо, однако после депортации своих родных присоединился к немецкой диверсионно-разведывательной группе), и жизнь на полуострове кипит в полную силу.

 

А тем временем в Ялте, в которой и вокруг которой разворачивается действие сериала, такого кипения быть просто не могло. Как вспоминал один из тех, кто обеспечивал охрану Ялтинской конференции, майор НКВД Петр Грищенко, «на 30 километров от дворца были выселены все жители». А Ливадийский дворец, в котором проходила конференция, расположен на расстоянии трех километров от окраин Ялты. И из всех домов по всему Крыму, стоящих вдоль трасс, которыми могли двигаться кортежи делегаций «большой тройки», жители тоже были выселены и заменены чекистами. А эти трассы вели и в Симферополь, и в Севастополь, и в Саки, где находился аэродром для приема гостей… Иными словами, уже в силу этого ничто показанное на телеэкране просто не могло произойти. Но не показывать же всю бесчеловечность сталинского режима, можно допустить лишь «отдельные недостатки» в сочетании со «спасением мира»…

 

И, наконец, десятисерийный «Диверсант 2: Конец войны». Крымский сюжет в нем охватывает две с половиной серии. В оккупированном нацистами Крыму действует фальшивый партизанский отряд, сформированный из «местной сволочи» (такой термин употребляют его берлинские организаторы) под командой немецких офицеров. Вот только эти местные имеют преимущественно украинские фамилии (например, Дзюба)… Отряд этот имеет цель — найти тайник, в котором спрятаны сверхсекретные советские документы и образцы научных разработок, которые позволяют делать самолеты визуально невидимыми (такие разработки в СССР действительно были, так что это — не полная фантастика). Трое главных героев сериала получают задание под видом немецких парашютистов проникнуть в фальшивый партизанский отряд, уничтожить тайник и вывезти одного из создателей невидимого самолета профессора Сергеева. Уничтожив тайник, а в придачу — еще и сотни (!!!) врагов, трое диверсантов захватывают немецкий самолет и вывозят профессора на «большую землю». Передовые советские технологии не достанутся нацистам!

 

И опять-таки, Крым 1943 года, за год до депортации, уже показан в сериале свободным от крымских татар. Разве что упоминается фамилия с тюркским корнем — Кабаев, она принадлежит одному из немецких парашютистов — мол, это был учитель физкультуры из Бахчисарая, который перешел на сторону немцев…

 

Так что российские телесериалы о Крыме 1943-45 годов являются факторами формирования современной российской исторической мифологии о «спасителях человечества», «полученной собственными силами великой победе» и «всемирную миссию русского народа». А отсюда прямой путь к «вставанию-России-с-колен» и «Крым-наш». Мол, мы спасли человечество, так что теперь имеем право на все. В частности, и на «исконно русский» Крым, и в прошлом, и в будущем свободный от крымских татар.