В России их часто называют просто ямами. Полые пространства в покрытии 1,4 миллиона километров российских дорог, точное число которых не знает никто. На дорогах они встречаются настолько часто, то русские автомобилисты страдают от них каждый день.

Не исключено, что российские дороги — самые «дырявые» во всем мире. В Москве выбоин на них относительно немного, потому что каждое лето улицы города подвергаются дорогостоящей процедуре укладки нового асфальта — ведь это секрет Полишинеля, что при этом таинственным образом исчезает большое количество денег.

В Туле или Чебокрасах денег, определенно, намного меньше — но меньше также и коррупционных денег. Большой ошибкой будет отправиться в Ярославль на легковом автомобиле, потому что в таком случае потом, возможно, придется озадачиться покупкой новой выхлопной трубы. «Недавно Владимир Путин был здесь на заседании, посвященном дорожному строительству в регионе», — сообщил один местный молодой журналист. «Наши чиновники рассказали ему, насколько безупречны наши дороги. А Путин прилетал на вертолете».


Некоторые российские шоссе на самом деле лучше, чем их репутация среди автолюбителей. При Путине — во времена нефтяного бума — многие магистрали были расширены или получили новое асфальтовое покрытие. Например, 230-километровая трасса между Владимиром и Нижним Новгородом, которая теперь состоит из четырех полос, разделенных отбойником. Если продвинуться дальше на восток, то в Сибири выбоины глубоки, но еще сносны. Однако любой водитель, которому доводилось ездить севернее Омска, знает яму на выезде из Муромцева в направлении Сидельникова — это гигантское отверстие, которое рекомендуется переезжать очень медленно и крайне осторожно.

В Сибири, хотя и в европейской части России тоже, ямы появляются главным образом весной, когда колебания температуры воздуха достигают 40 градусов. Талая вода проникает вглубь трещин, расширяется под теплыми лучами солнца, и асфальт, по сути, просто разрывается. Зачастую ямы располагаются настолько близко друг к другу, что их даже не удается объехать, и машина все равно попадет в яму хотя бы двумя колесами. Водителю при этом остается только молиться, чтобы машина осталась неповрежденной.

В Саратове бывали случаи, когда в ямы целиком проваливались легковые автомобили, а в Новосибирске однажды провалилась даже машина «скорой помощи». Ремонт дорог обычно осуществляется на скорую руку и небрежно. В Омске недавно дорогу размыло дождем всего через неделю после укладки нового асфальтированного тротуара. А в Барнауле весной состоялась акция, в ходе которой стоматологи, издеваясь над бездействующими дорожными службами, завалили несколько крупных ям гипсовыми отпечатками зубов своих пациентов.

Русская поговорка гласит: «В России есть две беды: дороги и дураки». А когда эти две беды случаются одновременно, на дорогах образуется множество колдобин. В стране существуют даже официальные нормы допустимых размеров ям: 15 сантиметров в длину, 60 сантиметров в ширину и пять сантиметров в глубину. Если размеры ямы превышают эти показатели, то соответствующим службам надлежит устранить ее в срок от пяти до десяти дней.

Однако российские чиновники считают отремонтированные дороги опасными: «На хороших дорогах водители часто нарушают скоростной режим», заявил недавно представитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор). «Такие нарушения часто становятся причиной аварий». В России на дорогах ежегодно гибнут 89 человек на 100 тысяч автомобилей. Несмотря на все ямы. А может быть, и именно из-за них.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.