В России отсутствие регистрации по месту жительства у детей беженцев и вынужденных переселенцев является почти непреодолимым препятствием для того, чтобы их приняли в школы.
Сколько детей-иностранцев школьного возраста сейчас пребывают на территории РФ, не знает никто. Официальные статистические данные устаревшие и неполные. Хотя бы потому, что в них не учтены дети, чьи родители оказались в стране на нелегальном положении, или те, чей статус пока не определен. Ясно только, что счет идет на сотни тысяч. Сколько из этого числа нигде не учится, тоже никому не известно.
При этом председатель Комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина нередко слышит вопрос: а почему, собственно, мы должны бесплатно учить чужих детей? Почему мы должны тратить на них наши, российские бюджетные деньги? По многим основаниям, говорит правозащитница. У России существуют и международные обязательства, и требования собственного законодательства:
— В статье 43 нашей Конституции говорится, что каждый имеет право на образование. Что гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного и основного школьного образования в государственных или муниципальных учреждениях. К сожалению, в последние годы у нас на Конституцию обращают все меньше и меньше внимания. Идея, что образование все-таки должно быть доступно не каждому, а тем, кто соответствует каким-то еще иным критериям, не покидает сознания чиновников. Однако если в Конституции сказано «каждый», то имеется в виду не только гражданин России, но и любой человек, пребывающий на территории России.
Даже близкие нам по духу журналисты иногда мне говорят: «Но Конституция же для наших граждан!» Я уже не говорю о том, что чиновники самого высокого ранга тоже время от времени это произносят. Нет, когда Конституция говорит что-то о гражданах, в ней так и записано. К примеру, «Гражданин России не может быть выслан за пределы России». А иностранный гражданин может. А когда Конституция говорит «каждый», то это и значит — каждый. То есть всякий, находящийся на нашей территории и подпадающий под нашу юрисдикцию.
Тем не менее, в 2012 году появился 107-й приказ Министерства образования, где было сказано, что дети могут идти в школу, если они и их родители имеют регистрацию по месту жительства. То есть огромное число детей, как российских (потому что не все имеют регистрацию по месту жительства и даже по месту пребывания из российских граждан), так тем более и иностранных граждан, было отлучено от образования. Мы обращались с жалобой в Верховный суд от имени маленькой девочки, которая вместе с нами пришла туда. Ее зовут Дуаа Яхья. Девочка — сирийка. Причем ее отец — гражданин Российской Федерации, а мама нет. Мама имеет временное убежище в нашей стране. Девочку, в конце концов, в школу взяли, хотя для этого понадобились большие усилия. А министерский приказ действует до сегодняшнего дня. И вот с этим решением Верховного суда наши коллеги ходят по школам и пытаются устроить в них детей. Иногда это удается, иногда не удается, — признает Светлана Ганнушкина.
— Началась вся эта история, когда в Москве появилось много чеченских семей, бежавших от войны. Их детей ни в какие школы здесь не принимали. Тогда возник порыв — хоть что-то сделать для этих детей. Со временем это получило развитие. Сложилась очень большая, но по-прежнему абсолютно волонтерская система.
Сейчас у нас больше 80 детей. С ними работают около 100, а иногда и больше волонтеров. У этих детей могут быть довольно большие пробелы в знаниях и могут быть просто частично утеряны учебные навыки. На смену чеченской волне беженцев пришла очередь для других этнических групп. Из Афганистана и Сирии, к примеру.
Как и раньше, наши волонтеры занимаются индивидуально с теми, кто ходит в школу и сталкивается там с разными трудностями. А теперь возникла еще особая программа. Она называется «Школа на коленке», и она для разновозрастной группы детей, которые не ходят никуда. Причем многие из них вообще никогда нигде не учились. В этой группе есть, например, совершенно волшебный мальчик Мордок из Анголы. Ему 15 лет, и он никогда в своей жизни не сидел в классе. У нас этот мальчик научился писать и считать. Более того, сейчас он пишет замечательные художественные сочинения. Групповые занятия дети посещают два раза в неделю. Здесь они занимаются не только русским языком и математикой, но также получают общие представления об окружающем мире.
Вторая программа — это программа для дошкольников. Ведь доступ малышей в детский сад — это такая же проблема, как и школа. В России сейчас детские сады стали структурными подразделениями образовательных комплексов. Там то же самое требование регистрации. Как только в нашем Центре что-то начало появляться для дошкольников, их понабежала куча мала! Это в основном африканские дети, почему-то из Конго больше всего. Эту программу у нас ведет психолог, получилось что-то вроде детского сада. Тут малыши не только язык осваивают, а еще получают коммуникативные навыки. Это очень нужно, потому что дети разные приходят. Некоторые живут как в гетто в своих «Подольсках». Они нигде не бывают, общаются разве что на детских площадках во дворах, и у них просто нет навыка взаимодействия ни с другим взрослым, ни с другим ребенком. Бывает так: начинают обниматься, а заканчивают тумаками. Некоторые дети отказывались разговаривать, хотя говорят дома. Понятно, что это все очень непростые для них жизненные ситуации. За год удается многого добиться. Просто видишь, что постепенно человеку становится хорошо. Значит, все правильно делаешь, все, что нужно, происходит.
Для нас очень важно, чтобы не было такого мотива: «Ах, бедные дети беженцев, давайте их куда-нибудь приткнем, никто их не берет». Они классные! С ними интересно, они так танцуют и поют, что залюбуешься! Для них важно, что они могут бесплатно приходить в Центр адаптации, но и нам с ними интересно. Я хочу, чтобы моя дочь выросла с привычкой видеть разные лица. Пусть они будут разного цвета кожи и с разным языком. Нам важно, чтобы это была история про нормальную жизнь, — говорит Екатерина Кокорина.
Гражданин Сирии переводчик с арабского языка Хусам Мохи Эддин давно живет в Москве. Он активно участвует в жизни Сирийской школы, существующей на общественных началах в городе Ногинске. Это один из проектов «Гражданского содействия»:
— Любой сириец здесь сталкивается с барьерами при попытке записать своих детей в школу. Первая очень большая проблема: он должен быть легальным. В 2015 году в связи с военной операцией в Сирии, в Йемене, в связи с другими конфликтами, которые происходят между вооруженными группировками в Афганистане и других странах, возник огромный поток беженцев. Они направились в Европу, в частности, в Россию.
Многие сирийцы работали раньше здесь, да и сейчас они работают на швейных фабриках в разных городах. Они привезли свои семьи, родственников из регионов, где происходят военные операции. Больше всего концентрация сирийцев именно в Ногинске. Также они есть в Лосино-Петровском, в Нальчике и в Минеральных Водах. Но в основном это Ногинск. Поначалу, когда эти люди приехали, у всех были визы. Все легально находились в России, но по окончании срока действия виз им необходимо было получить какой-то статус. Продлить эту визу невозможно, потому что для этого они обязаны покинуть территорию России, вернуться в Сирию и оформить новую визу. Но там началась война, и люди были вынуждены оставаться здесь. Так они стали нелегальными. Они пытались подавать на временное убежище. Некоторым удалось его получить, они стали легальными, а некоторым не удалось. Тут разные причины, но это уже другая тема.
И вот каждый раз, когда родители приходят в школу и пытаются записывать таких детей, им отказывают, поскольку нет регистрации. То есть первое препятствие для любого сирийца — быть легальным, а второе — иметь регистрацию для себя и для своих детей. И третье препятствие: дети должны говорить и понимать русский язык. Но согласитесь, что если ребенок только что приехал в страну, он никак не может говорить на русском языке. В связи с этим были волонтерские попытки одного нашего сотрудника в прошлом году открыть школу Комитета «Гражданское содействие», и он взял всех этих детей, которые присутствовали в то время в Ногинске. Однако эта школа, к сожалению, была закрыта ФМС.
Тогда мы в Комитете создали группу для сопровождения детей при поступлении в школу. В эту группу вошел адвокат, переводчик, советник по миграционным вопросам. Мы приходили во многие школы, пытались записать этих детей, но каждый раз получали отказ. Сразу нам говорят, что нет места или «покажите регистрацию». А регистрацию получить невозможно. Проблемы возникают даже в случае с детьми, у родителей которых есть легальный статус. К примеру, в прошлом году удалось записать одну девочку — Мириам, но через некоторое время нам сказали: «Мы отказываемся от нее, потому что ребенок не понимает русский, мы не можем с ней общаться».
В связи с этим в Комитете «Гражданское содействие» было принято решение создать в Ногинске адаптационные и языковые курсы. Проект стартовал в марте этого года. Мы приняли 31 ребенка на обучение и адаптацию. В Сирийской школе мы пытаемся преподавать и русский язык, и английский язык, причем сохраняем и их родной язык. Было создано три детских группы — от 5 до 7 лет, группа среднего возраста — от 7 до 9 лет, а потом еще старше — до 13 лет. В этом центре были созданы также группы для взрослых. Две для мужчин и одна группа для женщин. Вначале эти группы посещали 28 человек, сейчас численность людей уменьшилась, потому что у многих из них нет документов, и они боятся приходить на занятия, боятся облав.
Тем времен мы продолжаем попытки устраивать в общеобразовательные школы остальных детей. Нам удалось записать одну девочку — Фатиму Джасар. Она очень талантливая, сама выучила русский язык при просмотре мультиков. Мы ходили с ней в разные школы несколько раз, и в конце концов удалось встретиться с хорошим директором школы номер 17. Она пообщалась с ребенком, протестировала ее и записала во второй класс сразу. Но директор за то, что приняла такое решение, получила выговор. Мы думали, что она девочку сразу выгонит, но этого не случилось, ее оставили в школе. И она учится хорошо.
К сожалению, так бывает не всегда. Последний раз, когда мы были в Ногинске, подходит ко мне девочка и говорит: «Когда вы меня запишете?» А я даже не знаю, как ей ответить, потому что у нее нелегальный статус. И у нее, и у ее родителей. Так мы и существуем, и пытаемся как-то изменить, сдвинуть ситуацию с мертвой точки, — говорит Хусам Мохи Эддин.
Министерство юстиции внесло Комитет «Гражданское содействие» в реестр организаций, исполняющих функции иностранных агентов. «Ну что же, мы действительно агенты этих иностранцев!» — парируют правозащитники.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Лучшие
Показать новые комментарии (0)
Все комментарии

| 2 Однозначно выгодно всех детей, находящихся на территории России, учить в российских школах. Чем больше будет в мире молодых людей, воспитанных и образованных в России, тем лучше для всего мира. Раскрыть всю ветку (2 сообщений в ветке) 
| 5 SirPеrsival, Да их и так тьма тьмущая! Особенно в Африке и чООО? А "правозащитница" передёргивает карты! Конституция ЛЮБОЙ страны предназначена ТОЛЬКО для граждан этой страны!!!! И конституция не гарантирует НИКАКИХ прав не гражданам!!! Этак можно ещё и право та труд, жилище и мед.обслуживание сюда подтянуть! Такое ни какой бюджет не потянет! Впрочем, эти "правозащитники" всегда не на стороне граждан России.......................................................... 
| 3 SirPеrsival, Совершенно верно. Ещё в 60-е года учёные доказали что расизма не существует. Человек той национальности-на каком языке он думает и в какой среде он воспитан. Если в будущем маленькие мигранты станут русскими людьми это хорошо. Но это работает только при коммунизме, т.к. при коммунизме ответственность за ребёнка несёт школа. Сегодня в наших школах много всяких мигрантов но школе пофиг, а родителям некогда воспитывать. Сравниваю их всегда с Маугли, уж очень похожи.)) 
| 2 О грантососы свежего на вентилятор подкинули, сразу видно работают люди, а не Навальный. 
| 1 Если я правильно понял, первая проблема - нелегалы или те, кто проживает без регистрации.Извините, но вы приехали в чужую страну, будьте добры соблюдать законы. А незнание языка это большая проблема. Ни в одной стране мира вашего ребёнка не возьмут в школу или садик если он не знает языка. Раскрыть всю ветку (11 сообщений в ветке) 
| 5 el.u, положим, возьмут, и во многих странах. Знание языка для ребенка определяющим не является. Вот с нелегалами сложнее. Они часто сами боятся отдавать детей в государственные школы, потому что таким образом вылезет наружу их нелегальное пребывание в стране. Таким образом, Ганнушкиной вместо того, чтобы толковать Конституцию, лучше бы заниматься именно этим вопросом - помогать людям легализоваться в стране. Потому что не только в школе дело. Дети нелегалов вообще в группе риска. 
| 0 Iz_lesu, Таким образом, Ганнушкиной вместо того, чтобы толковать Конституцию, лучше бы заниматься именно этим вопросом - помогать людям легализоваться в стране. Простите,но зачем помогать нелегалам. Помогать нужно легальным переселенцам. 
| 0 Вы, видимо, не заметили. Речь в статье идет о людях, прибывших в Россию легально. Но утративших свой временный легальный статус. И им очень трудно - а в это я охотно верю - получить либо новый временный, либо постоянный статус на проживание в нашей стране. Вернуться домой они не могут, там война. Это не нелегальные гастарбайтеры. Это действительно беженцы. 
| 0 el.u, смешно, но когда детей берут в детский сад, они тоже не знают языка. Вообще. Особенно в яслях. А для школ существуют адаптационные классы, куда школьники, не владеющие языком, ходят для изучения оного. Некоторые школы в РФ специализируются на иностранных школьниках, как и в других странах мира, поэтому ваше огульное "ни в одной стране"здесь неприменимо. 
| 0 m.f, ключевое слово "некоторые". В статье же речь идёт о обычных детских и образовательных учреждениях. И когда детей берут в детсад, они прекрасно понимают язык, может не разговаривают.Разве что живут в семье глухонемых. 
| 0 el.u, пишите точно, без обобщений. Что касается понимания маленькими детьми языка, то они лучше всего понимают язык жестов и интонацию. К тому же, проводя по 8 часов в русскоязычной группе, дети неизбежно усваивают язык, соответствующий уровню их развития. Кстати, закон об образовании заточен не под граждан РФ, а под жителей РФ. Разницу ощущаете? 
| 0 m.f, если в яслях жестами и интонацией ребёнку можно объяснить что-то, то как это сделать в школе? Попробуйте жестами и интонацией научить ребёнка математике, например. Очень хотелось бы на это посмотреть. 
| 0 m.f, Это кто енто вам такое про закон сказал?!! Все социальные законы "заточены" только под граждан России! А уголовные под всех находящихся на её территории...................... 
| 0 Интузазист, ч. 2 ст. 5 ФЗ "Об образовании": "Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств." 
| 2 el.u, в ЕС нельзя прийти с улицы и записать ребенка в школу, или детский сад. Нужен, как минимум, вид на жительство в стране, конкретное место жительства в этом городе, мед страховка, справки о прививках и состоянии здоровья из поликлиники для иностранцев и постоянное закрепление на местной, возможность платить за пребывание, учебу. У беженцев этого нет. И что лапшу вешать? 
| 0 ru-al-ko, так а я о чём? В первую очередь надо легализоваться. РВП, потом ВНЖ. Хотя бы получить официальный статус беженца.Многие этого не делают, а потом жалуются. 
| 3 с одной стороны Россия не обязана учить всех подряд, да и это распоряжение министерства, имхо, предназначено чтоб всякие понаехавшие места не позанимали, а с другой стороны персиваль прав: чем больше детей проникнутся любовью к России - тем лучше. Раскрыть всю ветку (6 сообщений в ветке) 
| 3 windruf, А почему вырешили что дети обучающиеся в российской школе проникнутся к России любовью?! Видно история ничему не учит!!! В СССР все были БРАТЬЯ! Что то нонче таких "братьев" ненадь................... 
| 0 intuzazist, ну мечтать не вредно. ;) 
| 0 intuzazist, то есть учившиеся в парагвайской школе Россию точно любить будут? Или там в штате Атланта? 
| 0 windruf, Мечтать полезно! Вот только обучение и лечение не граждан России почему то должно оплачиваться из моего кармана, по логике этих правозащитников............................... 
| 0 intuzazist, по вашей логике, лечение и образование сограждан тоже не должно оплачиваться из вашего кармана, не так ли? Или проживание Януковича в Ростове тоже не должно оплачиваться из вашего кармана, но вы же не протестуете против этого? Налог, чтобы вы знали, потому и является индивидуально безвозмездным, поскольку государство вам за него ничего не обещает и тратит налоговые доходы по собственному разумению. А вы можете повлиять на это использованием своего активного избирательного права. Но не напрямую)) 
| 0 windruf, Новодворская, Немцов и Касьянов что то не проявляли большой любви к Росии или СССР, хоть и учились не в Америке. 
| 0 //В феврале 2007 года Светлана Ганнушкина получила предостережение из прокуратуры. В нём указывалось на недопустимость нарушения российских законов, касающихся вынужденных переселенцев, беженцев, правового положения иностранных граждан и права граждан на свободу передвижения Ганнушкина, Светлана Алексеевна Материал из Википедии — свободной энциклопедии 
| 4 Лучше бы американское "Радио Свобода" не лезло во внутренние дела России, все у нас тут хорошо. Путь обратит внимание на Европу, где сотни тысяч нелегальных мигрантов, и все они испытывают проблемы с образованием, медициной, питанием и т.д. 
| 2 Сказанное - полная не правда. В первую очередь берут тех, кто около неё зарегистрирован конечно, ну а потом всех. Своих тараканов на Россию не вешайте, разбирайтесь сами! Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 kirov43, всех жителей России конечно. 
| -2 Огромная глупость наших бюрократов, дрожащих за свои места - оставлять детей иммигрантов, даже нелегальных, за пределами существующих институтов, в том числе образовательных. Во-первых, это препятствие к адаптации и ассимиляции иммигрантов и их детей в российском обществе, во-вторых, это прямой путь к криминализации этой категории жителей России. Дети, будучи существами весьма пластичными, адаптируются куда лучше, нежели взрослые, поэтому нельзя упускать этот контингент в возрасте повышенной адаптивной способности. Став старше, они уже не смогут легко вписаться в наше общество. Вопли о том, что нам такие сограждане не нужны, демонстрируют фашистскую суть возопившего. Раскрыть всю ветку (1 сообщений в ветке) 
| 0 m.f, 20:52 27.08.2016 m.f intuzazist, по вашей логике, лечение и образование сограждан тоже не должно оплачиваться из вашего кармана, не так ли? Или проживание Януковича в Ростове тоже не должно оплачиваться из вашего кармана, но вы же не протестуете против этого? Налог, чтобы вы знали, потому и является индивидуально безвозмездным, поскольку государство вам за него ничего не обещает и тратит налоговые доходы по собственному разумению. А вы можете повлиять на это использованием своего активного избирательного права. Но не напрямую)) ------------------------ Глупость пишите!!! И не только намой комент!!! Странные выводы у вас получаются, из либерастов поди?! Я про СОГРАЖДАН ничего не говорил!!! Приставка "НЕ" и означает тех людей не входящих в круг "СОГРАЖДАН"!!! Так вот конституция гарантирует своим гражданам!!! А оплачивать обучения и лечение НЕ граждан я не собираюсь!!! Только оказание СКОРОЙ мед. помощи........................... 
| 1 значит надо учиться в английских школах!или катарских... 
| 3 Ситуация не однозначная,и бесит в этой ситуации не только бездействие чиновников,а элементарное несоблюдение ими Конституции РФ.Можно по разному относится к Пиндосии,но отношения к соблюдению Конституции у них стоит поучиться.Обвинение любого чиновника-пиндоса в нарушении Конституции--это самое страшное,что сним может произойти, конец его карьеры и благополучия.И попробуйте о нарушении Конституции заявить нашим чиновникам или ментам.Это для них будет шутка всей их никчемной жизни,поржут от души.
Показать новые комментарии (0)SirPеrsival
Илья Муромец
Buhar
hrabanaz
el.u
Iz_lesu
юдебольшевик
Iz_lesu
m.f
el.u
m.f
el.u
Илья Муромец
m.f
ru-al-ko
el.u
windruf
Илья Муромец
windruf
викинг
Илья Муромец
m.f
Борисик
as99 tt
apetrofffff
kirov43
kirov43
m.f
Илья Муромец
1 1
builder1
в ответ(Показать комментарийСкрыть комментарий)