В августе 2014 года в России был принят закон об ответных санкциях, касающихся поставок продуктов питания, однако со столов простых россиян не исчезли изысканные сыры, ветчина и салями.

Изобретательные русские придумали множество способов обойти ответные санкции Владимира Путина, которые были введены им в противовес санкциям США и ЕС после захвата Россией Крыма.

Популярное у горожан интернет-издание The Village опубликовало серию статей, в которых рассказывается о способах получения продуктов, на которые наложены санкции. Газета Lifestyle взяла интервью у пожелавшего остаться анонимным поставщика запрещенных европейских продуктов, который раскрыл секреты черного рынка.

По словам «поставщика санкционных продуктов», самым популярным способом является организация десятков поездок на автобусах или микроавтобусах, например, в Финляндию. При этом не нарушается ни один пункт закона.

«В автобусе бригада приличных горожан с визами, каждый покупает максимум разрешенного к провозу товара для личного пользования (физические лица могут беспошлинно ввозить в Россию 50 килограммов продуктов питания, но не более чем на 1 500 евро) по заранее утвержденному с организатором тура списку. Часто организаторы челночникам что-то платят, часто просто не берут с них денег за доставку в Финляндию и „прокатку“ визы. Потом купленные товары передаются организатору „тура“ — он их уже распределяет по заказчикам», — рассказывает поставщик деликатесов.

Если русские ввозят запрещенные продукты питания для личного потребления в России, их количество не может превышать пяти килограммов на человека. Всего из-за границы можно привезти пятьдесят килограммов гостинцев на человека, поэтому люди, пересекающие границу на автобусе, помимо запрещенных продуктов питания привозят и другие западные товары, качество которых, по их мнению, лучше, чем у тех, что продаются в России.


Деятельность ведется на грани закона в том смысле, что часть из привозимых санкционных продуктов снова поступает в розничную торговлю или в рестораны. Например, настоящий пармезан постоянно требуется итальянским ресторанам в Петербурге и Москве.

По словам поставщика продуктов, количество заказов все время растет, поэтому в организации многочисленных поездок за продуктами больше нет смысла. В интервью он поведал о «других каналах», по которым «договариваются и организуют прямые поставки». В этом случае первый этап также совершенно прозрачен: покупка продуктов, на которые в России наложены санкции, совершенно законна в Финляндии и других странах Европы. Однако более подробно рассказать о том, как продукты попадают далее через границу в Россию, поставщик продуктов отказался.

Уже на российской территории продукты могут, например, распространяться через бесплатные страницы интернета. Одним из способов сбыта товара является известное еще с советских времен «сарафанное радио», когда люди рекомендуют полученные услуги своим знакомым.

Если в русскоязычном сегменте интернета вы зададите поисковые слова «сыр» и «Финляндия», поисковик отошлет вас к многочисленным страницам соцсети «Вконтакте», где продают финские продукты питания и другие товары. Активная торговля финскими продуктами идет и на бесплатных страницах объявлений Avito.ru: предлагается, например, сыр Oltermanni, масло Valio и другие базовые продукты питания.

На поездках за продуктами и продажей запрещенных ответными санкциями продуктов специализируется, например, интернет-магазин kaappi.ru: предлагаются финские продукты питания и бесплатные поездки в Финляндию, которые называются «прокатка визы». Шенгенская виза, которая выдается Финляндией, предполагает, что первая поездка должна быть сделана обязательно в страну, выдавшую визу. Условие будет соблюдено, если Вы будете находиться в Финляндии хотя бы день. Таким образом, «прокатку визы» можно прекрасно объединить с поездкой за сыром.

Страница Euromade.ru, в свою очередь, специализируется именно на продаже и доставке финских продуктов питания через интернет. Особенно популярными продуктами этой страницыявляется безлактозное масло Valio и безлактозная сметана Pirkka.

Интернет-магазин Chill&Cheese специализируется исключительно на доставке европейских сыров курьерской службой в Россию.

Проживающие в Германии Наталья Новикова и Сурен Матевосян решили создать этот интернет-магазин, занимающегося продажей сыров, в ноябре 2014 года.

«Как-то, общаясь с друзьями на кухне, Сурен предложил: „А давайте подумаем, что можно сделать с сыром?“ И как-то за один вечер мы подробнее изучили этот вопрос и поняли, что, по российским законам, разрешен ввоз пяти килограммов санкционных продуктов на одно физическое лицо», — рассказывает Наталья в интервью, опубликованном интернет-изданием The Village.

Так родилась создания идея интернет-магазина сыров, в деятельности которого нет ничего противоречащего законам России. И хотя сыры через интернет-магазин обходятся российским покупателям немного дороже, все равно получается экономия времени и денег, потому что не приходится самому ехать за границу за желанными сырами.

Не обошлось и без проблем: однажды белорусская таможня изъяла 20 посылок с сыром.

«Мы несколько раз звонили на таможню, чтобы узнать, в чем дело, но нам их сотрудники по телефону сказали, что у кого-то там из руководства день рождения или свадьба сына и никого нет на месте».

По полученным Новиковой сведениям, груз с сыром был, в конце концов, уничтожен, но никакого документа о его уничтожении от таможни так и не было получено.

Отправка сыров из Европы почтой является рискованным делом, так как доставка из Германии в Россию длится 5-10 суток. Chill&Cheese все-таки разработали систему, при которой сыры упаковываются так, что они постоянно охлаждаются во время дороги. В России курьер доставляет сыр к двери заказчика.

Продажа сыров через Интернет популярна, и ее обороты растут. Средняя цена заказа за первый год работы выросла с 50-60 евро до 90-100 евро, количество заказов в неделю составляет от 20 до 30.

Когда ответные санкции России вступили в силу, их поначалу обходили, просто поставив на упаковке печать страны происхождения, не входящей в список запрещенных стран. Такой страной обычно была та, через которую товар шел транзитом. Поэтому лучшим анекдотом осени 2014 года был тот, в котором рассказывалось о моллюсках и устрицах, страной происхождения которых были Белоруссия и Казахстан — они на время превратились в «приморские государства».

Запрещенные деликатесы превратились в своего рода идеологический разделитель общества. Для части россиян сыр пармезан и испанский хамон стали символами Европы. Другая часть, поддерживающая Путина, осуждает любителей западных продуктов и считает, что они «преклоняются перед Западом».

Влияние, которое оказали ответные санкции на продовольственный рынок, очень значительны для России. По данным петербургской интернет-газеты Fontanka.ru, цены на продукты питания за два года выросли на 31,6%. Но, с другой стороны, благодаря ответным санкциям Россия развивает собственную пищевую промышленность.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.