Снимая «Сноудена», Оливер Стоун стремился создать «интеллектуальный триллер» о личной борьбе информатора. «Этой мой „1984“», говорит режиссер Никласу Гольдбергу.

Оливер Стоун — бывалый человек. За сорокалетнюю карьеру он никогда не чуждался спорных вопросов американской политики. На родине ему часто не хватает понимания, несмотря на то, что он — настоящая икона киноиндустрии с такими фильмами, как «Взвод» (1986), «Уолл-стрит» (1987) и «Рожденный четвертого июля» (1989). За фильмы «Александр» (2004), «Башни-близнецы» (2006) и «Буш» (2008) критики его буквально растерзали. Он месяцами высказывался в защиту «Джона Ф. Кеннеди» (1991) и «Никсона» (1995).

Он снова ступил на скользкую почву, задумав спорный фильм об информаторе Эдварде Сноудене (Edward Snowden). Все крупные студии ответили отказом, снимать в Америке стало рискованно. Проект был близок к провалу. Но Стоун не сдавался и задействовал в работе самого Сноудена.

«Сноуден — щекотливая тема. Сначала я и сам сомневался. Могло произойти все, что угодно. Это было опасно, нас могли взломать или привлечь к суду», — говорит Стоун на следующий день после премьеры фильма на кинофестивале в Торонто.

Он сидит в комнате дорогого отеля, на нем синий костюм, волосы взлохмачены. Любезный пожилой бунтарь, излучающий независимость и заинтересованность.

«Мне всегда было крайне сложно снимать в США. После 2001 года мы достигли нового уровня патриотизма на фоне „войны против террора“. Мы перестали задумываться. „Сноуден“ — это мой „1984“. Мы никогда не думали, что такое возможно. Но это случилось. США — тоталитарное государство. У нас плохая карма», — рассуждает Оливер Стоун.

По его мнению, «Сноуден» — не политический фильм, а «интеллектуальный триллер». В первую очередь он хотел показать личную борьбу информатора. Как и во многих других фильмах Стоуна, присутствует ключевая тема потери невинности.

«Да, сам я давно потерял веру в систему. Я был во Вьетнаме, видел, какие чудовищные вещи мы творили, понимал, что происходит за кулисами. В таких фильмах, как „Взвод“ и „Рожденный четвертого июля“, и особенно „Джон Ф. Кеннеди“, и я ставил под сомнение авторитарных деятелей.

Похоже, американцы все с ума посходили, раз они отказываются от прав человека в надежде на некую защиту. Никто их не защитит. Никогда не полагайтесь на правительство, — говорит Стоун и сразу добавляет, — Хотя я не имею в виду Швецию. Ваше правительство известно высокой эффективностью, по сравнению с другими оно хорошее».
История Сноудена идеально подошла для Стоуна. В ней есть такие ингредиенты, как политика и коррупция, а также патриотический американец, который в одиночку разоблачает обширную систему слежки за гражданами страны. Соучредитель Apple Стив Возняк (Steve Wozniak) назвал Сноудена героем, госсекретарь США Джон Керри — предателем. Дональд Трамп высказал пожелание, чтобы его казнили.

Сам Сноуден описал фильм как «весьма точное описание». Стоун девять раз встречался с ним в Москве, где скрывается информатор, объявленный в розыск американским правительством. Настоящий Сноуден тоже появляется в фильме.

«Сначала он отнесся ко мне с большой осторожностью, но потом понял, что кто-то все равно снимет о нем фильм. И это может быть кошмарный телесериал. Его помощь действительно облегчила задачу. Документальная картина Лауры Пойтрас (Laura Poitras) „Гражданин четыре“ (Citizenfour, 2014) тоже хороша, но мне показалось важным рассказать всю историю целиком».

Фильм во многом основан на романе «Время осьминога» русского адвоката Сноудена Анатолия Кучерены. Именно он организовывал тайные встречи.


«Сноуден похож на большинство компьютерных хакеров. Я многих знаю. Вероятно, они не самые милые люди. Но девушка Сноудена Линдси Миллс (Lindsay Mills), которую сыграла Шейлин Вудли (Shailene Woodley), помогла ему сохранить человечность. Чтобы фильм не был сухим и механическим, мы решили показать, насколько важную роль она сыграла. Думаю, именно благодаря ей ему удалось спасти свою душу. А АНБ хотели ее, как и души всех остальных. Но Сноуден ее не отдал».

На главную роль Стоун сразу выбрал Джозефа Гордона-Левитта (Joseph Gordon-Levitt).

«Я не был с ним знаком, но видел его в нескольких фильмах. Мне очень нравятся его „Страсти Дон-Жуана“, где он был режиссером. Этот фильм меня зацепил. И он немного напоминает Сноудена, поступает так же, чувствуется, что они похожи. Иногда я ошибаюсь, но не в этом случае», — победоносно заявляет Стоун.

Фильм в основном снимался в Германии. Немалая часть финансирования тоже поступила из Европы.

«Оно того стоило, несмотря на все препятствия. Но съемки потребовали серьезных усилий. Я еще не вышел на пенсию, но, может быть, пора это сделать. Ходить в музеи, смотреть кино, наслаждаться жизнью, — говорит режиссер и продолжает, — Я снял „Сноудена“ по чисто человеческим причинам. Мы противостоим гиганту. Правительству США нельзя перечить. Оно все равно делает, что хочет. Республиканцы — безумцы, демократы тоже. И Трамп и Клинтон — несерьезные кандидаты. Оба болтают о банальных вещах, но молчат о слежке, войнах, изменениях климата. Что мне было делать? Лгать? Да, я немного циничен. Но я надеюсь, что людям пока еще не все равно. Шансов мало, но надежда есть».

Оливер Стоун


Родился в 1946 году в Нью-Йорке. Воевал во Вьетнаме в 1960-е, а в киношколе учился у Мартина Скорсезе (Martin Scorsese).

В 1981 году дебютировал с психологическим фильмом ужасов «Рука».


Награжден тремя «Оскарами»: лучший сценарий за «Полуночный экспресс» (1978), лучшая режиссура за «Взвод» (1986) и за «Рожденного четвертого июля» (1979). Также режиссер фильмов «Уолл-стрит», «Джон Ф. Кеннеди», «Прирожденные убийцы», «Башни-близнецы».

В последние годы снял несколько скандальных документальных фильмов о бывшем кубинском лидере Фиделе Кастро (Fidel Castro) и о покойном президенте Венесуэлы Уго Чавесе (Hugo Chávez).

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.