Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Христиане исчезают с Ближнего Востока

В то время как ожесточенные бои за Мосул продолжаются, подавляющее большинство христиан уже бежали из огромного города, контролируемого ИГИЛ.

© РИА Новости Валерий Мельников / Перейти в фотобанкДеревни на северо-востоке Сирии, освобожденые от боевиков ИГ (ДАИШ)
Деревни на северо-востоке Сирии, освобожденые от боевиков ИГ (ДАИШ)
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
На этой неделе в магазины поступает книга «Последнее рождество в Каире», выпущенное издательством Dreyer. В ней речь идет о том, как христиан на Ближнем Востоке почти выдавили из тех мест, где возникла их религия. Христианство в Ираке насчитывает 2000 лет. Некоторые представители ассирийского меньшинства в стране по-прежнему говорят на том же языке, на котором, якобы, говорил Иисус.

На этой неделе началось большое сражение за миллионный город Мосул, удерживаемый ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ, — прим.ред.). Различные силы, имеющие различные мотивы, атакуют террористов со всех сторон.

Но для богатого традициями христианского населения города спасти уже можно немного.

Когда ИГИЛ оккупировала Мосул в июне 2014 года, в городе было примерно 60 тысяч христиан. Сейчас, два года спустя, не осталось почти ни одного.

«За некоторыми очень небольшими исключениями всех христиан вынудили покинуть Мосул и районы вокруг него», — говорит журналист и писатель Ларс Акерхауг (Lars Akerhaug) в беседе с VG.

На этой неделе в магазины поступает его книга «Последнее рождество в Каире», выпущенное издательством Dreyer. В книге речь идет о том, как христиан на Ближнем Востоке почти выдавили из тех мест, где возникла их религия.

Первая церковная община в мире

Христианство в Ираке насчитывает 2000 лет. Некоторые представители ассирийского меньшинства в стране по-прежнему говорят на том же языке, на котором, якобы, говорил Иисус, — арамейском.


«Это одно из тех мест, где появились первые христиане, как первая в мире церковная община. Следует помнить, что именно в этой части Ирака христиане традиционно были очень сильны, и, когда они исчезают отсюда, это означает, что их опора в этой части мира становится еще слабее», — говорит Акерхауг.

До войны в Ираке, возглавляемой США, в 2003 году, в Ираке было от миллиона до полутора миллионов христиан. По данным сайта al-Monitor, сейчас, после 13 лет войны, осталось, может быть, 300 тысяч. Другие источники полагают, что цифра может быть еще ниже.

Если ИГИЛ потеряет Мосул, а иракское правительство восстановит контроль над городом, это не будет означать какие-то большие перемены для христианского меньшинства, полагает писатель Акерхауг.

«В 2015 году я беседовал с несколькими десятками беженцев из Мосула. Никто из тех, с кем я говорил, не верил в то, что можно будет вернуться назад. Они бежали от ИГИЛ, но они также были разочарованы тем, что курдские солдаты ничего не сделали для того, чтобы остановить вторжение ИГИЛ в христианские районы», — говорит он.

Он говорит, что многим из его собеседников, довелось испытать, что их соседи-мусульмане и старые друзья, отвернулись от них.

«Некоторые попытаются вернуться назад и побороться за свою землю, но подавляющее большинство хочет уехать из Ирака в Европу и на Запад».

Они под давлением и в Египте

Христиан преследуют не только в Ираке. Акерхауг съездил также и в Египет, где многие христиане нарисовали ему мрачную картину. После насильственного свержения «Мусульманского братства» в 2013 году многие надеялись на то, что ситуация улучшится. Но правда заключается в том, что она во многом стала хуже.

Но именно сейчас внимание мира привлечено к Ираку и Мосулу.

— Есть ли у христиан какое-то будущее в Ираке, хотя, похоже, ИГИЛ лишилась существенной доли контроля, который был у нее в последние годы?

— Я думаю, что, к сожалению, уже поздно. Подавляющее большинство христиан уже уехали, в Швеции живет больше иракцев-христиан, чем на родине. В христианской деревне, которую я посетил, не было почти никого моложе 50 лет.

В конце разговора он замечает:

— Так же, как исчезли евреи, когда они смогли уезжать в Израиль, исчезают и христиане, когда у них появляется возможность начать новую жизнь в Европе. Я считаю, что это одна из трагедий нашего времени.