Париж — В субботу, 22 октября, в Париже открылась выставка «Шедевры нового искусства. Собрание Щукина», на которой среди прочего представлены полотна Анри Матисса и Пабло Пикассо. Все крупные французские газеты и телеканалы активно обсуждают открывшуюся выставку, а билеты на это беспрецедентное мероприятие пользуются огромным спросом, поэтому их стоимость вполне сравнима со стоимостью будущих коллекционных вещей.

Называйте это «культурной дипломатией» или «мягкой силой», но это кассовое шоу — лишь одна из двух стартовавших на этой неделе в Париже крупных российских культурных инициатив, цель которых очистить репутацию Москвы за рубежом в связи с тем, что год «культурного туризма» был омрачен политическими разногласиями между странами.

В среду, 19 октября, после долгих споров с городскими властями на берегу Сены открылся российский духовно-культурный центр, включающий в себя православный собор, чьи массивные золотые купола теперь соперничают с расположенной неподалеку Эйфелевой башней.

Выбор момента для реализации этих инициатив во Франции  весьма показателен, поскольку недавно отношения между Парижем и Москвой достигли рекордно низкой отметки после того, как французский лидер Франсуа Олланд раскритиковал действия России в районе сирийского города Алеппо, назвав их «военным преступлением». В ответ на это Владимир Путин отменил свой визит в Париж, в ходе которого, как планировалось, он должен был принять участие в открытии храма и выставки.


Но храм стоит, а открывшаяся вчера выставка стала главной новостью в Париже.

На выставке «Шедевры нового искусства» представлено 130 шедевров из коллекции Сергея Щукина, богатого российского магната, который во время своих частых поездок в Париж в конце 19 века покупал полотна художников, которых критики отвергли. За несколько десятилетий он собрал крупнейшую в мире коллекцию Матисса — монументальных фантазий цвета и движения, которые его любимый художник создавал специально для его московского поместья.

«Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай ее», — сказал однажды Щукин. Как и многие другие коллекционеры, он был не понаслышке знаком с такого рода шоком: всего за три года умерла его жена, двое его сыновей и брат покончили жизнь самоубийством. Однако ничто не могло подготовить его к трагедии, произошедшей в период большевистской революции, когда в 1918 году он был выслан в Париж, а его любимую коллекцию захватили большевики.

В конечном счете, эта коллекция стала собственностью государства, и ее разделили между собой Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Пушкинский музей в Москве. Затем в течение нескольких десятилетий она была запрещена к показу по распоряжению Иосифа Сталина, поскольку она представляла собой «западное буржуазное искусство, лишенное прогрессивной, культурной ценности для советских посетителей». Во Франции коллекцию Щукина долгое время считали заложницей холодной войны, национальным богатством, находящимся в бесконечном заключении.

«Кураторы и директоры музеев, которые вчера пришли к нам, испытали сильнейший шок, — сказала Марина Лошак, директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, который предоставил полотна для этой выставки. — Они даже не представляли, что в России есть коллекция такого высокого класса».

В рамках этой выставки шедевры французских художников вернулись во Францию впервые с того момента, когда Щукин отправил их в Москву. Эта выставка, открывшаяся в здании фонда Луи Виттон, спроектированном Фрэнком Гери (Frank Gehry) и находящемся на окраине Парижа, несет в себе неуловимый образ русской культурной утонченности, соединяя в себе полотна русских художников с полотнами Пикассо и Матисса, которые их вдохновляли. Предполагается, что посетители выставки смогут почувствовать сходство.

Анна Балдассари (Anne Baldassari), куратор выставки «Шедевры нового искусства», отметила, что готовность российских музеев принимать участие в подобных мероприятиях указывает на «эволюцию» в сторону международных связей. «Это было бы совершенно немыслимо еще 10 лет назад», — сказала она, имея в виду те трудности, с которыми она сталкивалась в процессе сотрудничества с российскими институтами.

По словам Лошак, все предыдущие попытки устроить подобные выставки провалились в силу нескольких факторов, в том числе из-за отношений между различными музеями, в чьих коллекциях имеются полотна из коллекции Щукина. Наследники Щукина тоже пообещали не пытаться вернуть себе шедевры, национализированные большевиками.

«Все надеются, что эта выставка станет своеобразным пространством для диалога, призванного снизить напряженность в отношениях, — отметила Балдассари, добавив, что у Путина есть еще шанс посетить ее перед тем, как она закроется в феврале. — Она может стать шагом на пути к нормализации».

Резкое охлаждение в политических отношениях между Францией и Россией не повлияло на подготовку к выставке, как сказала Лошак.

Как президент России написал в каталоге выставки, он надеется, что эта выставка «внесет свой вклад в дальнейшее укрепление взаимопонимания и доверия между Россией и Францией».

Сохранить

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.