Начатое при царе Николае II Малое кольцо вокруг Москвы должно было, по словам предпринимателя тех времен, избавить город от 30 тысяч извозчиков. Однако в действительности проложенными путями и со вкусом построенными маленькими станциями почти не пользовались. 

Пассажиры чурались этой первой российской наземной линии метро, оставив место для транспорта товаров, который затем тоже сошел на нет. Проект реконструкции возник только в 2008 году и был реализован на практике восемь лет спустя. 8 ноября была открыта «Панфиловская», последняя станция.

МЦК, 14 линия московского метро, проходит вокруг столицы путь в 54 километра. Всего в ней насчитывается 31 станция, а церемония открытия прошла 10 сентября в присутствии президента Владимира Путина. В настоящий момент работают 14 точек пересадки на другие линии подземки (в ближайшей перспективе их должно стать 17), а также шесть из десяти пересадок на пригородные поезда.

По словам пресс-секретаря МЦК Надежды Доржиевой, всего за месяц услугами линии воспользовались 6 миллионов пассажиров. Немного цифр: 134 поезда в день, шесть минут интервала в часы пик (вдвое больше в обычное время) и 82 минуты на проезд по кольцу.

Витрина современной Москвы

Первая остановка — «Лужники». Самая большая из новых станций обладает овальной формой в стиле видимого с перрона одноименного стадиона. Именно тут продут первый и последний матчи Чемпионата мира по футболу, который состоится в России в 2018 году. И именно тут глава государства открыл новейшую линию московского метро.


Платформы и входы с турникетами тут шире, чем на обычных станциях и готовы принять тысячи пассажиров. Ничто не было оставлено на волю случая, и для возрождения некогда столь важного для царя Николая II кольца государство выделило 74,8 миллиарда рублей, а город 15,5 миллиарда.

МЦК — это витрина современной Москвы с бесплатным Wi-Fi на станциях и в вагонах, которые, кстати, были построены немецкой Siemens и возили публику на сочинскую Олимпиаду 2014 года.

Были установлены точки для подзарядки смартфонов и планшетов, а в некоторых вагонах (во всех установлены туалеты) есть куда повесить велосипед. При всем этом серый мрамор и красно-черные таблички формируют несколько строгий и бездушный вид, особенно по сравнению с советскими станциями старого метро и их наполненными историей великолепными бюстами, мозаиками, витражами и картинами.

Обновленная старина

Следующая станция — «Локомотив». Одна из нескольких, названных в честь самых известных клубов столицы. Чуть дальше «Деловой центр» открывает путь в бизнес-квартал Москвы с его футуристическими башнями.

Третье транспортное кольцо, МКЖД и Москва-сити


Если взглянуть в окно, вспоминаешь, что едешь по старому маршруту царских инженеров, к которому с тех пор никто не прикасался. Здесь ничего не строилось, и 86 станций, которые разработал архитектор знаменитого ГУМа, по-прежнему на месте. В МЦК организуют целые экскурсии с остановками, которые позволяют полюбоваться на отреставрированные свидетельства старины.

Новая линия, которую иногда сравнивают со схожими проектами в Париже и Лондоне, идет вдоль третьего кольца на юге столицы, но удаляется от него в северной части. Она призвана ослабить нагрузку на традиционные линии метро. «На некоторых из них пассажиропоток сократился на 7-15%», — утверждает Надежда Доржиева. Весомый аргумент для любого, кто не понаслышке знаком с толкотней в вагонах в часы пик в городе с населением более 12 миллионов человек.   

Разгрузка дорог


На втором этапе МЦК (совместный проект РЖД и московского метрополитена) призвано разгрузить дороги, заторы на которых в конце недели поистине внушают ужас. Поблизости от ряда новых станций должны появиться парковки.

Пассажиры на станции «Лужники» МЦК


Места достаточно: имперское кольцо прокладывалось в период подъема промышленности, когда на окраинах города появилось множество заводов. Теперь на их месте осталось пустое пространство, где тоже ничего так и не было построено.

Только выйдя на «Площади Гагарина», начинаешь в полной мере понимать, насколько Москва стала отдельным островом по отношению к остальной стране. Если жителям других, даже больших городов приходится довольствоваться душными автобусами времен первого космонавта, столица вошла в закрытый клуб самых динамичных мегаполисов в плане обустройства территории.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.