Перед магазином Prisma в Лаппеенранте стоит десяток автобусов с длинными номерами. Эта картина очень радует местных торговцев, которые считают машины с российскими регистрационными номерами. Их количество указывает на изменение экономической ситуации, а десять автобусов обещают много хорошего: русские возвращаются.

2013 год был золотым временем для русских шоппинг-туров. Русские посещали курорты, ходили в рестораны, покупали сыр и молоко, увозили с собой финскую обувь и одежду. В лучшие дни около магазина Prisma стояло несколько десятков русских автобусов.

Потом русские исчезли. Рубль рухнул, экономические проблемы в Юго-восточной Финляндии обострились. Дно было достигнуто в 2014 году, когда за один евро давали 90 рублей. Сейчас падение экономики замедлилось, и курс рубля начал потихоньку приходить в себя. Русских опять стали замечать на улицах приграничных городов.

Обычно к зиме намечается спад туризма, но этой осенью количество русских туристов возросло. Через пропускные пункты Юго-восточной Финляндии в страну прибыло в сентябре 190 тысяч, а в октябре 210 тысяч русских.

Туристический центр Лаппеенранты в октябре посетило на сто человек больше, чем в сентябре.

Русские отваживаются отправиться в туристические поездки, но они больше не швыряются деньгами. Директор отеля Holiday Club Saima Анне Пухакайнен (Anne Puhakainen) говорит, что сейчас русские совершают покупки очень осторожно.

«Например, в ресторанах они больше не заказывают закуски и десерт, только основное блюдо».

В магазинах тоже покупают намного меньше, чем до кризиса. В начале года среднестатистический русский тратил на покупки 122 евро, в конце года − 117 евро. Совокупный объем потребления российского туриста в Финляндии уменьшился со 156 евро до 148 евро.

До кризиса деньги тратились расточительно. По словам Пухакайнен, русские покупали много товаров, которые оставались в Финляндии в конце отпуска.

«Уборщицы собирали в гостиничных номерах кухонные принадлежности и детские игрушки, которыми пользовались всего несколько раз».

Русские, как и прежде, ценят финское качество, но сейчас они гоняются за распродажами. По словам директора по маркетингу в Лаппеенранте Мирки Рахман (Mirka Rahman), больше всего интересуются качественной детской одеждой, обувью, спортивным и охотничьим инвентарем.

«Русские ценят финские бренды», − говорит Рахман.

Кроме финских брендов русским нравятся финские продукты питания. В России качество продуктов не везде одинаковое, там не всегда доверяют отечественным продуктам. Поэтому многие с удовольствием покупают еду в Финляндии.


Сейчас русских начали привлекать даже дешевые финские обеды.

«Многие ищут место, где можно пообедать за десять евро. Например, в последнее время очень популярен суп из лосося».

До кризиса русские совершали покупки и втискивались обратно в автобусы с огромными сумками tax-free в руках. Сейчас сумок, которые указывают на необлагаемые налогом товары, намного меньше.

Продажа товаров tax-free не выросла, но, по крайней мере, ее падение замедлилось. В прошлом году продажи упали по сравнению с предыдущим годом в Коуволе на 51%, а в Лаппеенранте — на 41%. В этом году в Коуволе падение составило 27%, а в Лаппеенранте − 21%.

«Сейчас русские покупают осторожно и понемногу», − говорит Рахман.

Хотя цифры и предвещают хорошее — по крайней мере, на время — километровые очереди за получением возврата tax-free ушли в историю.

Экономия видна и по сокращению количества ночевок. В этом году 70% всех поездок совершается одним днем.

Если русский остается в стране на более длительный срок, он предпочитает заночевать у друзей, в мотеле или в дачном домике. В Коуволе много частных предпринимателей, которые сдают домики. Они утверждают, что русские никогда не исчезали полностью.

В Коуволе русские пользуются услугами по размещению наиболее активно. Самым крупным объектом бизнеса являются русские семьи. Они приезжают отдохнуть и расслабиться, поездки за покупками не играют такой большой роли, как в Лаппеенранте.

«Русских здесь не так много, как вблизи границы, но тенденция такая же, как и там», − рассказывает начальник справочной туристической службы Innovation города Коуволы Райя Сиерман (Raija Sierman).

В Хамине количество русских туристов с приходом осени увеличилось. В 2012 каждый пятый номер в отеле был занят русскими, сейчас − только каждый четырнадцатый. До рекордных показателей еще далеко, хотя количество русских и увеличилось по сравнению с прошлым годом.

Начальник службы приема и размещения SpaHotel в Хамине Елена Нюгард (Elena Nygård) не заметила большой разнице в характере покупок русских туристов. Содержимого мини-баров они обычно не касаются, но чай или кофе заказывают в номер с удовольствием.

«Кто-то сам приносит еду в номер, кто-то идет в ресторан. У нас есть много постоянных клиентов, которые ведут себя так же, как и до кризиса».

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.