Дело Иисуса долго было местечковым происшествием, которое прошло незамеченным, утверждает Дик Харрисон. Иисус — далеко не единственный, кто жизнью поплатился за свое учение, но если кому-то и удалось взять посмертный реванш, то только сыну плотника из Назарета.

Деяния


Иисус родился примерно в 4 году до нашей эры. Пока он рос, ничто не намекало на то, что он станет основателем новой религии и всемирной культурной иконой. Его отец Иосиф был плотником в Галилее — ближневосточном захолустье, которым римляне даже не трудились самостоятельно управлять и поручали руководство местным вассалам.
 

Мать Мария была, смеем предположить, обычной еврейской домохозяйкой, которая оказалась бы поражена до глубины души, узнай она, какую роль ей предстоит сыграть в западной культуре двух следующих тысячелетий. Согласно Новому завету, когда Иисус появился на свет, его родители даже не состояли в браке.

Скорее всего, ранние годы Иисуса были ничем не примечательны. Вероятно, он обучился плотничать. Может быть, создал семью. Нам ничего об этом не известно, и недостаток информации, похоже, связан с недостатком интересных фактов. Но потом кое-что произошло.

Во взрослом возрасте у Иисуса начались видения, и он почувствовал тягу к чтению проповедей. У него появились сторонники, и он горячо призывал их распространять благую весть, что они и делали, причем некоторые — с особым энтузиазмом. Но все разладилось, когда небольшая группа покинула Галилею и в 33 году после Рождества Христова отправилась в Иерусалим.

Иисуса арестовали, приговорили к смерти и распяли, как и многих других настоящих или предполагаемых нарушителей порядка во времена, когда страх перед бунтами сделал из римских и еврейских правителей параноиков. Иисус был далеко не единственным, кто отдал жизнь, когда его учение, или, вернее, то, что власти сочли учением, не пришлось по вкусу высокопоставленным господам.

На этом история могла бы завершиться. Народный пастырь из маленькой провинции на окраине империи допустил промах, его сочли опасным для общества, за что он и поплатился жизнью. Мало кто за пределами Галилеи и окрестностей Иерусалима слышал об этом событии. Дело Иисуса стало местечковым происшествием, которому в первые годы после его смерти на Голгофе в хрониках не уделялось никакого внимания — до некоторого времени.

Реабилитация

Но, как мы знаем, на этом история не закончилась. Вскоре пошли слухи, что Иисус победил смерть и, более того, взошел на небеса как воплощение бога на земле.  Число сторонников, почитающих Иисуса как Мессию, божьего помазанника и спасителя рода человеческого, росло. Новая вера, которую распространяли такие пламенные энтузиасты, как Петр и Павел, поначалу казалась вариантом иудаизма, но скоро оформилась в качестве новой религии и стала известна по всему побережью Средиземного моря.

Всего через несколько десятилетий христиан, как стали называться адепты новой религии, уже нельзя было игнорировать, и слухи о них дошли до Рима. Поскольку они отказались участвовать в культе императоров, их начали преследовать. Но тщетно: в конце концов их стало так много, что в 300-х годах антихристианские кампании прекратились, а христианство легло в основу государственной идеологии. Остальное — всемирная история.

Оценивать значение и статус Иисуса в наше время — настолько колоссальная задача, что не стоит и пытаться. Его учение доминирует на планете, его исповедуют почти 2,5 миллиарда человек.

Всем известно, как выглядит Иисус (пожалуй, никого в мире не изображают так часто, как его, несмотря на отсутствие прижизненных портретов). Каждый человек в нашей части мира, включая самых убежденных атеистов, хотя бы примерно представляет себе его идеи и их место в историческом процессе. Короче говоря, если кто-то и смог взять посмертный реванш, то это сын плотника из Назарета.

Рассуждения автора


Каким был бы мир, если бы Иисуса никогда не существовало? Вероятно, развилась бы иная монотеистическая религия, нечто, напоминающее и христианство и ислам. Не исключено, что она испытала бы на себе влияние греческой философии. Но все остальное было бы другим: ни церквей, ни христианской символики, ни распятий, ни купелей, ни Библии. Мы буквально жили бы в совершенно иной культуре, нежели та, которую мы сегодня принимаем как должное. 

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.