Ворвавшийся в киномир яркой кометой живого музыкального оптимистичного кино «Ла Ла Ленд» получил рекордные 14 номинаций, сравнявшись в этом извечном соревновании с классической драмой Джозефа Манкевича «Все о Еве», снятой в далеком 1950 году и с не менее классическим блокбастером Джеймса Кэмерона «Титаник», вышедшем в 1997-м.


Успех «Ла Ла Ленд» был предсказуем. Даже если отрешиться от всех очевидных кинематографических достоинств фильма, он обладает еще одним неоспоримым преимуществом.


Киноакадемикам — как, наверное, и всем нам — ужасно приятно смотреть кино о себе любимых. Миф о Голливуде, о его золотом веке, сохраняет необоримую притягательность.


Голливуд этот миф о самом себе тщательно культивирует, и отнюдь не только из чувства нарциссизма.


История кино ужасно притягательна для зрителя, и каждое новое поколение с удовольствием погружается в очарование «золотого века». Об этом недвусмысленно напомнил сокрушительный и совершенно непредсказуемый успех и у зрителей, и у критики, и у академиков скромного черно-белого и немого французского «Артиста» в 2011 году.


Притягательность «Ла Ла Ленд» еще и в том, что, в отличие от «Артиста», ностальгический по жанру и стилю фильм погружен в современную реальность, и пусть и остающийся мифологизированным Голливуд становится хоть чуть-чуть ближе сегодняшнему зрителю.


14 номинаций наверняка обеспечат фильму целую пригоршню призов, хотя есть у него и серьезные конкуренты.


Противостояние контрастов


За главную награду — лучший фильм — ключевым соперником «Ла Ла Ленд» по праву считается «Манчестер у моря».


Большего контраста подобрать было бы трудно: против радужного, брызжущего через край оптимизма и веселья — горе от смерти близких и разрушенная этим горем психика.


Против вечного лета солнечного Лос-Анджелеса — мрачная холодная зима северного Массачусетса. Против обаятельного красавца-героя Райана Гослинга — суровый, немногословный мизантроп персонажа Кейси Аффлека. Но точность психологических акцентов, беспощадность (без безысходности!) в отражении сложнейшего и, увы, неизбежного для каждого из нас периода переживания потери близких совершенно обосновано принесла фильму оценки «шедевр» из-под пера самых уважаемых критиков.


Неизвестно, удастся ли автору «Манчестера у моря» Кеннету Лонергану обойти автора «Ла Ла Ленд» Дамьена Шазелла в главных номинациях — за лучший фильм и режиссуру, но Кейси Аффлек имеет все права претендовать на своего первого «Оскара» за лучшую мужскую роль.


Впрочем, не исключено, что в борьбу за эту награду включится и Эндрю Гарфилд, сыгравший в основанном на реальной человеческой судьбе фильме «По соображениям совести».


Его герой — скромный парень из американской глубинки — во время Второй мировой войны идет в армию добовольцем, но по религиозным соображениям отказывается держать в руках оружие. Его отдают под трибунал и едва не отправляют в тюрьму. В итоге Десмонд Досс был награжден высшей боевой наградой США за то, что в течение одного боя вынес на своих руках 75 раненых солдат.


Поставил «По соображениям совести» Мел Гибсон — одна из самых противоречивых фигур Голливуда.


В последние годы репутация (но не звездность!) актера-мегазвезды была сильно подорвана скандалами с пьянством, столкновениями с полицией и антисемитскими высказываниями. Все это затмило несомненный талант Гибсона-режиссера. В «Храбром сердце» он был еще почти не виден, и полной мере заявил о себе дерзко-скандальными «Страстями Христовыми» и особенно шедевром «Апокалипсис».


«По соображениям совести» нельзя поставить в один ряд с двумя предыдущими фильмами Гибсона, но, тем не менее, актуальная в трамповской Америке патриотическая тема вкупе со вполне добротным (а в батальных сценах просто выдающимся) мастерством постановщика могут сделать фильм претендентом не только на главную роль, но даже и на лучший фильм и лучшую режиссуру.


«Тяжелая артиллерия» звезд


Еще более яростная, чем у ее партнера Райна Гослинга, борьба за «Оскар» в категории «лучшая женская роль» предстоит героине «Ла Ла Ленд» Эмме Стоун. Против нее выставлена самая что ни на есть «тяжелая артиллерия» женщин-звезд.


Натали Портман сыграла, как утверждают критики, лучшую роль своей жизни в фильме «Джеки».


В поствыборный период пресса полна сравнений между Мишель Обамой и Меланьей Трамп. И фильм, в центре которого Джеки Кеннеди, — первая «звездная Первая леди», да еще в самый драматичный момент не только своей жизни, но и всей послевоенной американской истории, с кровью только что убитого мужа на костюме, делает Портман явным фаворитом.


Впрочем, не следует сбрасывать со счетов и двух актрис старшего поколения. Изабель Юппер как всегда мастерски и беспощадно обнажает самые потаенные и самые извращенные уголки женской психики в фильме «Она», снятом мастером психологического триллера Полем Верховеном.


Ну и, конечно, блистательная Мерил Стрип в погоне за своим четвертым, рекордным «Оскаром».


В фильме «Флоренс Фостер Дженкинс» она, как всегда великолепно, сыграла невероятно смешную, но в то же время невероятно трогательную роль фанатично одержимой, но, увы, абсолютно бездарной оперной певицы. В пользу Стрип — ее яростная антитрамповская кампания последних месяцев, которая не могла не вызвать симпатий категорично настроенного против нового президента Голливуда.


Афроамериканская лакуна


Отдельный и политически очень важный сюжет нынешних «Оскаров» — место чернокожих кинематографистов в номинациях. Их недостаток в прошлом году стал поводом грандиозного скандала, бойкотов, разбирательств и извинений.


На протяжении большей части 2016 года, казалось, афроамериканскую лакуну прошлого года полностью заполнит «Рождение нации» — грандиозный фильм о восстании рабов на американском Юге. Символической значимости ему придавало и пафосное название, позаимствованное у шедеврального с точки зрения кино, но откровенно расистского фильма 1915 года классика раннего Голливуда Дэвида Гриффита.


Однако летом вдруг всплыла неприятная история.


Оказалось, что еще в 1999 году режиссер и исполнитель главной роли нынешнего «Рождения нации» Нэйт Паркер был обвинен в изнасиловании. Суд его оправдал, но спустя несколько лет жертва изнасилования — белая студентка — покончила с собой. От пятна на своей репутации Паркеру отмыться не удалось, а в фильме критики сразу заметили массу огрехов — от пафосной сентиментальности до оправдания религиозного фундаментализма. О номинациях почти мгновенно забыли.


Освобожденное «Рождением нации» место флагмана афроамериканского кино заполнил «Лунный свет».


Фильм затрагивает малоисследованную в кино тему — взросления юноши-гомосексуалиста в среде ориентированных не только на показную маскулинность, но даже на мачизм черных городских окраин Америки.


Фильм очень достойный, а двойной — афроамериканский и гомосексуальный акцент на политкорректность дает ему изрядные шансы на успех.


У «Лунного света» в общей сложности восемь номинаций, по числу которых он делит второе место с фантастической и, на мой взгляд, сильно переоцененной картиной «Прибытие», единственное достоинство которой — попытка взглянуть на избитую проблему контакта с инопланетянами через призму лингвистики.


Еще одна афроамериканская номинация — Дензел Вашингтон в фильме «Ограды» выглядит вполне привычной.


На счету известного актера уже два «Оскара». А вот выдвинутый на главную награду фильм «Скрытые фигуры» — в немалой степени неожиданность. Главным образом потому, что он раскрывает совершенно неизведанную тему — об участии чернокожих женщин в программе американских космических исследований.


«Рай» — упущенный шанс


Ну и в заключение о разочаровании, которое постигло поклонников российского кино, рассчитывавших на появление фильма Андрея Кончаловского «Рай» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Уже удостоенная «Серебряного Льва» в Венеции работа ветерана, которому в этом году исполнится 80 лет, уступила на самом деле блестящим лентам.


Иранец Асгар Фархади, прославился в 2011 году своим фильмом «Развод Надера и Симин», собравшим все главные награды Берлинского кинофестиваля 2011 года. Его новая работа «Коммивояжер» — столь же пронзительна и столь же точна в создании портрета мало кому известного на Западе современного иранского общества.


А немецкая картина «Тони Эрдманн» режиссера Марен Аде — блистательная комедия, за гротескным абсурдизмом которой кроется настоящая и глубинная драма раскола в отношениях между поколениями.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.