Историк Георгий Касьянов недавно высказался на болезненные темы и его месседжи мультиплицировали соцсети. Цитирование интересных мыслей заставило задуматься и вынудило высказаться. В русле давней полемики и не только с господином Касьяновым.


Во-первых, по поводу, якобы, неоправданно высокой героизации воинов УПА и Организации украинских националистов (запрещенные в России организации — прим. ред.), родившей эту структуру. «Проблема в том, что и УПА, и ОУН — это радикально-националистические движения, в истории которых кроме безусловного героизма и жертвенности есть темные страницы, не позволяющие представлять их исключительно как благородных рыцарей», — считает Касьянов, возвращая нас к линии ЦК Компартии УССР.


Там тоже были уверены, что воины-интернационалисты, убивающие людей в командировке за границей, благороднее воинов-националистов, обороняющихся по месту жительства. Не все тогда понимали: чем дальше солдат от родины, тем больше шансов у него попасть под трибунал истории. Что и произошло с вермахтом и Советской Армией, чьи преступления против человечности описаны во многих энциклопедиях мира. УПА выглядит дворовой собакой на фоне этих блуждающих по миру тигров-людоедов.


В основе народной любви к армии заключаются не столько чистота их мундиров, сколько критерии справедливости действий — вывод «Песни о Нибелунгах» и всей последующей истории войн. Не стану говорить о силовых акциях титулованных рыцарей Зигфрида и Гюнтера (пусть живут в литературе). Но, если серьезно, то все известные нам освободительные движения и войны не обошлись без радикализма. Об этом знают нынешние солдаты Ирландской армии (Irish Army). То же можно сказать об антиколониальной борьбе индусов. Армии президентств (Presidency armies) не опахалами размахивали перед бенгальским, мадрасским и бомбейским населением.


Королевский Венгерский Гонвед, как и УПА, воевал на стороне Вермахта и против Советов, но и на нашей территории, что делает венгров захватчиками. Буры первыми напали на англичан и не церемонились с пленными, но остались примером доблести для Южно-Африканских национальных сил обороны. И англичане берегут традиции своих сражений в Оранжевой Республике и Трансваале, отлив своих солдат в бронзе для мемориалов. А это, между прочим, солдаты, сгонявшие мирных жителей в концлагеря.


Есть армии и похуже, в смысле далеких от благородства операций. Например, российская, унаследовавшая всю историю кровавого порабощения и депортаций народов царской империи вместе с СССР. Но не припомню пожеланий историков забыть о русской, прусской, индийской и любой другой из ныне существующих армий. Кое-где и с вермахтом в сердце живут, храня под подушками свастики со звездами.


А нам стыдиться нечего. Да, воевали на стороне немцев, как поляки, венгры, болгары, румыны, русские, японцы, французы, испанцы, итальянцы и прочие, и прочие, и прочие. Но воевали и против Советской Армии, чего не смогли сделать все выше названные народы, кроме поляков. УПА — единственное, что связывает современные ВСУ с предыдущими поколениями защитников родины. Армия сражалась на два фронта, в пределах границ Украины, против самых кровавых режимов XX века и уже этим заслуживает почестей и признания.


Сегодня солдаты Войска польского стоят в почетном карауле у могилы неизвестного солдата, где на обелиске высечено «Armia Krajowa». Это та армия, что со своими воевала и занималась этническими чистками на нашей земле. Но у поляков, как и у всех народов, samo jest na pierwszym miejscu. Почему же свое у нас должно быть на другом? Почему до сих пор с научным видом повторяются глупости пропагандистского характера?


Хорошо бы нам всем, независимо от предметов исследований, смотреть на свою историю через сердце народа, а не лупу следователя. Пусть УПА не является символом героизма для всех украинцев. О своей армии мы знаем мало по многим причинам. На украинском и английском языках интернет «выдаст» вам одну версию по запросу. То же самое на русском языке приведет к совершенно противоположному результату. Понятно почему. Но выводы сделаем позже. Сейчас снова вернемся к интервью историка.


Вот что сказал, о колыбели украинства Касьянов. «Давайте вспомним, где и как создавалось украинское движение. Где издавали журнал "Основы"? В Санкт-Петербурге. Где группировалась украинофильская интеллигенция, создавшая территориальную и культурную идею Украины? Во всевозможных имперских институциях — в научных обществах, в университетах, в земствах и т. д. Фактически империя стала основой для инфраструктуры украинского национального движения», — сообщает читателям мой визави с историческим образованием.


Мысль, прямо скажем, популярная в кругах руководителей империи. Действительно, для украинской интеллигенции была задействована вся инфраструктура и госаппарат от Петербурга до Сахалина. Гетман Павло Полуботок вынашивал культурную идею в Петропавловской крепости, а Тарас Шевченко в Оренбургской, Василь Стус в Пермской области, а деятели ОУН в Норильске. Но, безусловно, журнал «Основы», издание которого соизволило разрешить Кулешу Третье жандармское управление сроком на один год, важная веха в истории тысячелетнего украинского движения. Не будь Петербурга и жандармского управления, как бы мы просвещались во времена местного бескультурья?


Знаю по собственному опыту. Когда выпускался из военного факультета журналистики во Львове, в комиссии по распределению полковник, листавший мое личное дело, спросил: «Где хотите служить, лейтенант?» Я ответил принятым тогда выражением: на Украине! Вот и послали в Забайкалье, где по Касьянову, пришла ко мне любовь к отчизне. Так что, группировки украинофильской интеллигенции точно не в Киеве создавались, а в местах не столь и очень отдаленных.


В третьих, о мифах, как таковых, которым и было посвящено интервью историка Касьянова. Одна французская компания — изготовитель коньяка больше ста лет использует придуманную историю о том, что Наполеон-Бонопарт, взял с собой на остров Эльбу самое дорогое — бочки с коньячными спиртами. (Не нашлось у императора богатств в компактной упаковке). История шита белыми нитками, но помогла компании заработать немало денег, а любителям коньяка почувствовать себя императорами. Нормальный миф, таких пруд пруди на равнинах летописной жизни.


Вымыслы вреда не приносят, если они одухотворяют скромное бытие и поднимают самооценку людей. Другое дело мифология, созданная специально для возвышения одного народа и унижения другого. Мы же понимаем, почему люди питаются мифами о предательстве Мазепы, но не употребляют факты о садизме генералиссимуса Меньшикова, безумстве Петра Первого, жестокости Ивана Грозного и маршала Жукова. Напротив, кровожадным деспотам ставят памятники. Разве можно только интересом к истории объяснить этот феномен, как и постоянно подогревающийся миф об УПА?


Сравните накал дискуссий об УПА и миллионной РОА? Это же обратно пропорциональное соотношение к численности бойцов. Только недавно дописали страничку, как власовцы против Гитлера воевали с апреля 1945 года. Успели застать живого на несколько часов. Почему рейд бойцов УПА рассматривается под микроскопом, а военные операции Красной Армии по убийству и депортации целых народов не принимаются во внимание?


Да потому, что, взявшись рассказать историю своего народа, мы вынуждены, словно с древних фресок, соскабливать пласты побелок маляров, нанятых разными хозяевами. Процесс этот долгий, и очень неприятный для множества художников нарисовавших поверх оригиналов свои картины. Вот тут и разгорается борьба мифов между собой и правдой. И, если в ней участвуют историки, то пусть выступают либо не на стороне мифов, либо на стороне своих мифов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.